Исследовательский центр Гуманитарных технологий о протестах в Беларуси

Протесты в Беларуси имеют искусственный характер — эксперт Ведущий специалист Центра Гуманитарных Технологий Яна Савельева оценила события, которые происходят сейчас в Беларуси и пришла к выводу, что технологи, организовавшие протесты работали вполсилы.

– Определить со 100%-ной гарантией заказчика сейчас невозможно, но нет никаких сомнений, что такие массовые протесты не могли возникнуть стихийно, без заранее продуманного сценария. Понять, что митинг готовился заранее можно по нескольким признакам.

Первое — символ протеста. В данном случае это бело-красно-белый флаг. Второе — вдохновитель протеста. Это человек, который постоянно поддерживает протестные настроения — «мать белорусов», Светлана Тихоновская. Далее — единая риторика лозунгов: «Живе, Беларусь», «Хотим перемен» и т.д. Четвёртое — разнообразие акций. Задача технологов не только организовать людей, но и подать красивую картинку для СМИ. Отсюда «мирный митинг», «женщины с цветами», интервью врачей и девушки, обнимающие ОМОН. Пятое — пропаганда в социальных сетях. События должны развиваться, мало просто захватить внимание людей, его важно подогревать и удерживать в напряжении. Например, транслируя элементы недовольства, которые проявляют люди за пределами митингов, в повседневной жизни.

Отмечу, что успешность любого массового мероприятия складывается из множества факторов, но грамотный технолог может свести их все к простой формуле, состоящей из трех элементов:

Т (пороговое значение стабильности) – состояние, при котором человеку нечего терять. Чем больше люди влюблены в своё настоящее, боятся его потерять и не верят, что в будущем может быть лучше, тем выше значение переменной «Т». Чем ниже уровень жизни населения, чем меньше люди довольны своим социальным положение, тем ниже переменная «Т».

Q (качество события) — значение переменной «Q» выше, когда происходят неординарные события. Если люди две недели подряд будут ходить на совершенно одинаковые митинги, то с каждым новым днём значение «Q» будет снижаться. Именно поэтому задача технологов — постоянно создавать новые и значимые инфоповоды.

E (многообразие толпы) — когда на площадь выходят только рабочие или только пенсионеры, всем остальным кажется, что это «не моя проблема». Если же на митинге присутствуют представители всех слоёв общества, создается ощущение «единства нации».

Причем показатели «Q» и «E» технологи суммируют в переменную «S» (сила стимула) — готовность людей присоединиться к той или иной акции.

В итоге мы имеем формулу-условие: Если S=Q+E < T, то митинг «захлебнётся», даже если в него будут «влиты» огромные ресурсы и подключены все СМИ. Если S=Q+E > T, то мы имеем дело с потенциальной революцией.

В Беларуси показатель «T» высокий. Есть стабильные работа и зарплата, люди в целом понимают, что ждать от власти и политики страны. Показатель «Q» повышали следующими значимыми событиями:

— выборы президента;

— несменяемость власти более 25 лет;

— отсутствие стратегии развития, только стабильность;

— репрессия конкурентов;

— 80,1% голосов на выборах.

Этих событий достаточно для того, чтобы вывести людей на разовую акцию протеста. Но недостаточно для того, чтобы протестующие повлияли на политические события в стране. Поэтому технологи наращивали показатели «Q» освещением жёстких разгонов демонстрантов, «женских» акций, митингов возле СИЗО и трансляциями обращений Тихоновской.

Параллельно велась работа над увеличением показателя «E»: забастовки на заводах, публикации блогеров и селебрити с поддержкой протестующих, обращения послов, публичные отказы от исполнения служебных обязанностей представителей закона и силовых структур и т.д.

В какой-то момент казалось, что технологам удалось сделать так, чтобы сила стимула перевесила пороговое значение стабильности. Проще говоря, смена власти была вполне реальной. Но Джин Шарп, идеолог «цветных революций», был и автором технологии «управляемого хаоса». Таким образом, профессиональный технолог способен не только усиливать протестные настроения, но и ослаблять, если перед ним стоит такая задача. Что мы и наблюдаем сейчас в Беларуси. Но с точки зрения гуманитарных технологий интересно даже не то, останется ли Лукашенко у власти, а то была ли «недоделанная революция» результатом плохой работы технологов или заранее выверенным планом с целью напугать лидера страны?