Развиваем речь дошкольников: интервью с автором программы О.С.Ушаковой

Родившись в семье учителей, Оксана Семеновна с детства мечтала о профессии педагога и еще хотела знать другие языки. Читать любила с раннего детства, поэтому классика всегда рядом с ней. Она особенно любит произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин».

Сегодня Оксана Семеновна Ушакова — главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО и автор программы «Развитие речи для дошкольников», которую выпускает издательство «Творческий Центр Сфера».

Программа сопровождается дополнительными рабочими тетрадями, ориентированными на конкретный возраст детей: 3 — 4,  4 — 5,  5 — 66 — 7.  Они включают задания, которые развивают фонетическую, лексическую, грамматическую стороны речи у дошкольников. Кроме того, уделяется пристальное внимание развитию коммуникативных способностей ребенка.

В нашем интервью автор пособий раскрыла преимущества рабочих тетрадей  и порекомендовала родителям, как заниматься с детьми.

Оксана Семеновна, расскажите, пожалуйста, что Вас побудило выбрать для докторской работы тему «Развитие речи дошкольников»?

Этой проблемой я занимаюсь всю свою жизнь, сначала под руководством моего учителя — Феликса Алексеевича Сохина, а затем самостоятельно с моими учениками, которые продолжают развивать идеи  сознательного усвоения речи детьми дошкольного возраста в своих регионах, в работе со студентами и педагогами  дошкольных образовательных организаций  в педагогических  университетах  нашей страны.

Посоветуйте мамам без педагогического образования, как заниматься с 3 — 4-летними детьми, применяя вашу тетрадь? На что важно обратить внимание?

Перед тем, как  родители начнут заниматься с детьми по рабочим тетрадям, надо внимательно прочитать методические рекомендации. Советую родителям познакомиться и с нашей программой по развитию речи дошкольников всех возрастов. Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря и формирование грамматического строя речи.

Все родители знают о том, что необходимо пополнять лексику детей новыми

словами, они стараются называть детям все окружающие их предметы. Однако далеко не все заботятся о том, чтобы ребенок четко осознавал смысл слова.  Для решения этих задач родителям важно проводить упражнения, игры, которые помогут активизировать лексику новыми словами разных частей.

К примеру, 3 — летние непоседы, рассматривая красочную иллюстрацию в тетради, попробуют рассказать сказку «Курочка Ряба» и  поиграют в игры «Назови предмет», «Кто больше увидит», а 4 — летние детишки придумают завершение истории «В аквариуме плавали…» и расскажут про свои любимые игрушки.

Я рекомендую родителям чаще задавать вопросы ребенку. В этом случае, вы не просто добиваетесь ответа, а учите его обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. Надо чаще задавать такие вопросы, как «Можно ли так сказать?», «Как сказать лучше?», «Почему ты думаешь, что так можно сказать?», «Скажи всем, как ты это понимаешь» и т.п.

 Как сформируется речь у 3 — 4 летнего малыша, если мама будет регулярно заниматься с ребенком. Какая в идеале должна быть речь у дошкольника в этом возрасте?

Приведу пример из характеристики речи детей 3-4 лет.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передавать интонации вопроса, просьбы, восклицания).

Ребенок накапливает определенный запас слов, содержащий все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, вместе с тем, начинается активное употребление прилагательных и местоимений.

У ребенка формируются обобщающие функции слов. В его речи появляются множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, формы настоящего и прошедшего времени глаголов, повелительного наклонения.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения.

В рабочих тетрадях учитываются перечисленные особенности речевого развития 4-летних детей. Регулярно устраивая занятия с детьми по данным пособиям, вы вскоре услышите богатую и образную речь своего ребенка.

Доктор педагогических наук Оксана Семеновна Ушакова советует родителям, как можно больше общаться с детьми, читать им сказки и выслушивать мнение о поступках героев. Эти совместные занятия не только привнесут радость детям и взрослым, но и укрепят их отношения.