Вышел каталог «Усадьба Архангельское. Архитектурная графика»

Публикация полного каталога архитектурной графики по знаменитой юсуповской подмосковной усадьбе из фондов Музея-усадьбы «Архангельское» осуществлена в русле одного из приоритетных направлений хранительской и исследовательской деятельности российских музеев.

На основе последних научных трудов и глубоких архивных изысканий в научный обиход вводятся новые сведения об отдельных архитектурных памятниках усадьбы, под новым углом зрения анализируются известные ранее сведения и публикации. В ходе подготовки каталога были привлечены материалы из разных музейных собраний Москвы и Петербурга, по большей части также ранее неизвестные специалистам, многие из них происходят из юсуповского собрания.
История строительства дворцово-паркового ансамбля Архангельского при князе Н.Б. Юсупове, относящаяся в основном к 1810-м — 1820-м гг., разбивается на «микроистории» каждого отдельного памятника архитектуры, которые даются в подробных комментариях к каталожным описаниям архитектурной графики, и при этом рассматривается в контексте истории русского зодчества этого периода. В них значительное внимание уделяется ансамблевому звучанию всех сооружений усадьбы. Это позволяет по-новому взглянуть на историю создания и бытования всего выдающегося дворцово паркового ансамбля и оценить его «закулисье» — скромные служебные и хозяйственные постройки в юсуповских селах Архангельское, Горятино и Воронки, отличающимся подчас высоким архитектурным качеством и
стилистическим разнообразием. Они имели для владельца такое же «программное» значение, что и парадная часть усадьбы.

В вступительной статье полностью приводятся все известные в данный момент описи и реестры чертежей по усадьбе, относящиеся как ко времени Н.Б. Юсупова, так и к более поздним годам. В статье говорится о работавших
в Архангельском знаменитых московских мастерах и крепостных архитекторах, их подчас непростых отношениях. Здесь речь идет также о самóм строительном процессе, который редко попадает в поле зрения исследователей архитектурной графики, приводятся сведения о бережливом «юсуповском» стиле строительства, отлаженной работе управленческого
аппарата. Отдельные публикации посвящены архитектурным шедеврам усадьбы — дворцу и Театру Гонзаги, уточняется история их проектирования и строительства.
Вопреки распространенному мнению, что авторами архитектурной графики по усадьбе Архангельское являлись крепостные архитекторы, в каталоге впервые обосновывается факт привлечения Н.Б. Юсуповым к производству чертежей учеников Архитектурной школы Экспедиции кремлевского строения, начальником которой он являлся с 1814 г. Впервые высказывается предположение о том, что Н.Б. Юсупов предпринял попытку каталогизации архитектурной графики по Архангельскому подобно тому, как в 1820-х гг. создал «рисованный каталог» своего художественного собрания, в котором помещены рисунки картин, скульптур и отдельных предметов декоративно-прикладного искусства.
Каталог завершают разнообразные приложения, предназначенные для компетентной аудитории и широкого круга заинтересованных читателей.