1 марта в Музее нонконформизма открывается выставка «Пробуждение»

В экспозицию войдет более сотни работ выдающихся художников-шестидесятников — Марлена Шпиндлера, Игоря Вулоха, Юрия Злотникова, Владимира Андреенкова, Валерия Юрлова, Алексея Каменского, Владимира Яковлева и Анатолия Зверева — из частного собрания Надежды Брыкиной. Выставка посвящена памяти Леонида Бажанова.

Музей нонконформизма представляет масштабный и многочастный выставочный проект, который позволит проследить пути развития творчества художников-нонконформистов начиная со второй половины 1950-х до 1990-х годов. Первая часть проекта — «Пробуждение» — посвящена периоду формирования ведущих мастеров поколения шестидесятников. Выросшие в глубокой культурной изоляции, не имевшие возможности изучать работы своих зарубежных коллег, они интуитивно создавали новый художественный язык, отличавшийся ярким индивидуализмом и в то же время отвечавший духовным запросам своего времени.

Марлен Шпиндлер. Птица. 1962 год. 59,5 x 83. см.

Марлен Шпиндлер — один из самых ярких представителей неофициального искусства, в 1950-е годы много работал в жанре портрета, но в то же время пережил серьезное увлечение древнерусской живописью. Представленные на выставке полотна «Портрет старика» (1956) и «Портрет Ольги» (1959) отличаются плавностью линий и тонкостью цвета, присущих художественно-пластическому языку русской иконописи. В 1960 году Марлен Шпиндлер начал работать в Комбинате графических искусств, где активно занимался промышленным дизайном, разрабатывая товарные знаки. В экспозицию вошли оригинальные эскизы логотипов, цирковые плакаты и подготовительные этюды мастера, а также его первые абстрактные работы: «Ритуальный тотем» (1963) и «Заклинание» (1962).

Творчество Игоря Вулоха представлено абстрактными пейзажными композициями. Незримая геометрия его работ, обогащенная цветом и фактурой, отражает внутреннее состояние природы, которое передается зрителю на эмоциональном, подсознательном уровне. К числу знаковых произведений этого периода относится и картина «Весна» (1964), участвующая в выставке.

Юрия Злотникова волнует непостижимая взаимосвязь человеческой жизни и сложной системы мироздания. Художник чутко реагирует на происходящее не только с ним лично, но и с его страной, и со всей Вселенной. Живопись Юрия Злотникова — это взгляд на мир из космоса. Его ранние работы «Похороны вождя» и «Москва. Перекресток» отражают исторические перемены быстротечной эпохи шестидесятников.

Для Владимира Андреенкова 1960-е годы были временем трансформации, перехода от натурного образа к анализу объекта, поиска нового живописного языка. С одной стороны, он ценил классическое художественное образование, с другой — стремился найти особый, совершенно новый подход к созданию художественной формы.

На выставке представлены ранние академические работы Владимира Андреенкова, а также произведения 1960-х годов, когда художник начал разрабатывать свой собственный язык. В картине «Теплые гаммы» (1967) фигуры трансформируются в геометрические композиции. Эскизы к работе «Архангел Михаил» помогут заглянуть в «лабораторию» автора, чтобы лучше понять творческий метод мастера.

Во второй половине 1950-х Валерий Юрлов начинает формулировать теорию «пара форм». В этот же период появляются его цветные коллажи на бумаге. Результатом первых новаторских экспериментов мастера стали объекты из разных материалов: металла, дерева, железа, оргстекла. До середины 1960-х годов его произведения нередко формируются по двум схемам: «Пара форм» и «Троица». Один из первых объектов из серии «Троица» представлен в экспозиции наряду с другими ранними произведениями художника.

В конце 1950-х молодой Алексей Каменский был занят формированием своего видения пространственных решений. Знакомство с произведениями американского и французского абстрактного экспрессионизма вызвало у него интерес к творческому методу художников, практикующих отказ от предварительного замысла и планомерно построенной формы, предпочитающих спонтанную манеру письма и свободные импровизации на холсте. Диапазон работ Каменского, представленных на выставке, варьирует от бытовых натюрмортов в духе советского поп-арта до абстракций середины 1960-х годов. Среди произведений, вошедших в состав выставки, «Натюрморт с селедкой», «Груши» 1969 года и картина «Горная речка», исполненная в 1962 году.

Кроме того, в экспозиции выставки «Пробуждение» будут представлены произведения Владимира Яковлева и Анатолия Зверева 1950–1960-х годов.

Владимир Яковлев — певец одиночества. Человек трагической судьбы, он рано потерял зрение и много лет провел в психиатрических больницах. Проблемы со зрением вынудили художника отказаться от техники филигранных мазков в пользу свободной живописной манеры широкой кистью. В конце 1950-х годов Яковлев обращается к предметной живописи. В экспозицию вошла «Композиция» 1954 года, написанная в начале творческого пути художника.

В работах Анатолия Зверева из буйства красок рождаются незабываемые образы. Каждая его картина представляет собой спонтанную импровизацию. Этот творческий метод характерен и для ранних произведений Зверева, среди которых преобладают портреты. В проекте «Пробуждение» участвует «Портрет директора Дома культуры», созданный в 1959 году.

Музей, основанный Надеждой Брыкиной, российским коллекционером, академиком Российской академии художеств, автором более 30 монографий и альбомов, представляет творчество художников-шестидесятников, а также их последователей.

Музей располагается в здании, построенном во второй половине XX века по заказу Строгановского художественного училища. Полтора века назад оно служило общежитием для студентов и преподавателей училища. Пространство здания и поныне сохраняет творческую атмосферу той эпохи.

Адрес: ул. Мясницкая д. 24/7 стр. 2

Даты работы выставки: 2 марта — 17 августа 2025

Пресс-показ состоится в пятницу, 1 марта, в 16:00