115 лет со дня рождения выдающегося хирурга Александра Александровича Вишневского

 

 «Эпоха в хирургии» — так говорят об Александре Александровиче Вишневском, выдающемся хирурге и ученом, организаторе здравоохранения, 115 лет со дня рождения которого отмечается 24 мая.
 

«Столько сделать, сколько сделал он, просто невозможно. Это был настоящий человек Возрождения, необыкновенно разносторонняя личность. Интересовался абсолютно всем, что происходит в мире, — рассказывает вдова академика Вишневского Нина Андреевна. — Он не только был хирург милостью божьей, но хорошо знал связующее звено между душой и телом. Хирург, говорил он, должен быть похож на пианиста — а это не только прекрасный виртуоз, но еще и вдохновение, которое дает огромную энергию и силу, и без этого вдохновения невозможно вытащить человека с того света».

Имя Александра Александровича Вишневского занимает одно из почетных мест в истории медицины. Многие его идеи были новаторскими, а оперативные вмешательства — первые в стране и в мире.

Он стал одним из основоположников сердечно-сосудистой хирургии в СССР, внес вклад в создание и развитие многих направлений хирургии и смежных специальностей (торакальная и абдоминальная хирургия, экспериментальная и клиническая трансплантология, медицинская кибернетика, комбустиология, применение полимеров в хирургии), разработал проблемы обезболивания в хирургии сердца, легких и средостения, нервной трофики в хирургии.

Александр Александрович Вишневский — сын легендарного российского хирурга и ученого Александра Васильевича Вишневского, имя которого носит Национальный медицинский исследовательский центр хирургии Минздрава России.

Будущий академик, профессор, доктор медицинских наук, генерал-полковник медицинской службы, главный хирург Министерства обороны рос в характерной для семей лучших представителей русской интеллигенции атмосфере, об утрате которой сегодня вспоминают с грустью. Прекрасное воспитание, приучение к труду, высокая духовность, литература, музыка, живопись, иностранные языки, академическое образование, понятия о чести и важности служения Отечеству. С отцом они переплывали Волгу, когда снимали дачу под Казанью. «Дед очень любил животных и тащил в дом все, что только можно, — особенным увлечением с детства были птицы. Я знаю случай, когда домработница убежала, потому что он притащил домой крокодила», — вспоминает внучка, Галина Александровна Вишневская, одну из семейных историй.

Отец сыграл огромную роль не только в становлении сына как личности, но и как хирурга. Они вместе оперировали, у них много общих научных трудов. Александр Васильевич признавался: «Не всегда могу отличить, какая разработка принадлежит мне, а какая ему», — настолько тесно они работали долгие годы. «Между двумя Вишневскими была совершенно потрясающая духовная связь, потрясающее взаимопонимание во всех делах», — вспоминала Наталья Петровна Кончаловская.

В 30-е годы вместе с отцом он разрабатывал тактику лечения ран, которая оказалась очень востребованной, — начался период войн. Боевые действия на Халхин-Голе, затем в Финляндии, Великая Отечественная война, война с Японией — А.А. Вишневский как главный армейский и фронтовой хирург отдавал свои силы, знания и талант военной медицине.

Он доказал, что предложенные отцом местная анестезия методом ползучего инфильтрата и новокаиновые блокады влияют на трофику тканей и способствуют заживлению даже тяжелых ран, а также помогают при многих неспецифических заболеваниях. Благодаря разработанным Вишневскими методам лечения удавалось спасти каждого третьего раненого.

По данным одного из зарубежных военно-медицинских журналов, врачебные достижения А.А. Вишневского ставят его на 2 место в мире по количеству спасенных жизней в 20-м веке (после Александра Флеминга, который изобрел пенициллин).

Поразительно, но у врача, который во время войны оперировал по 10-15 часов в сутки, оставались силы на то, чтобы ежедневно вести записи в дневнике, которые впоследствии стали основой его книги «Дневник хирурга».

Сегодня, когда военная медицина шагнула далеко вперед, общие принципы, заложенные А.А. Вишневским, остаются актуальными, — на них основывается стратегия и тактика оказания и этапной, и высокоспециализированной хирургической помощи, говорят военные медики.

27 лет (с 1948 по 1975) Александр Александрович Вишневский возглавлял Институт хирургии имени А.В. Вишневского. Эти годы называют золотым веком института и новой эпохой в советской хирургии. Он умел собрать вокруг себя выдающихся ученых и практиков и выступить в роли лидера. Обладал поразительной профессиональной интуицией, всегда чувствовал новое. Тренды, как сказали бы сейчас, моментально анализировал, а результатом была разработка новых направлений в разных областях хирургии.

Был создан первый в стране Центр ран и раневых инфекций, где разрабатывались методы лечения при хирургических инфекциях, организована одна из первых в Советском Союзе лаборатория анестезиологии и реанимации, открыт Ожоговый центр.

Начались исследования по многим актуальным направлениям хирургии и медицины в целом. Институт стал локомотивом идей и технологий, выразителем современной философии хирургии.

Это было настоящее «время первых», и Александр Александрович Вишневский — одним из самых ярких его представителей. Каким, например, надо было обладать предвидением, чтобы уже в те годы говорить о важности кибернетики и информационных технологий в медицине?

В 1953-м А.А. Вишневский впервые в мире произвел под местной анестезией операцию на сердце по поводу митрального стеноза. В 1957-м провел первую в СССР успешную операцию на открытом сердце с помощью отечественного аппарата искусственного кровообращения. Первым (1968) в Советском Союзе выполнил операции по трансплантации органов и сердца. Вместе с профессором Б.М. Цукерманом разработал метод электроимпульсного лечения нарушений сердечного ритма (был удостоен Государственной премии).

«Вклад Александра Александровича огромен во все разделы хирургии сердца: хирургия врожденных пороков, приобретенных пороков, разработка гипотермии и искусственного кровообращения, лечение аритмий, пересадка сердца в клинике, лучевая диагностика болезней сердца и сосудов, хирургия аорты и магистральных сосудов, кибернетика и математика в кардиологии и кардиохирургии, международное сотрудничество в сердечно-сосудистой хирургии. Сегодня кардиохирургия и аритмология – ведущие направления деятельности НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского, а начало было положено именно тогда», — отмечает директор НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского, академик РАН Амиран Шотаевич Ревишвили.

«Несмотря на огромное количество обязанностей, академик Вишневский очень внимательно относился к больным и особенно трепетно — к «осложнившимся» после операции. Он приветствовал индивидуальный подход и всегда знал, кому и что нужно сказать. Пациенты, которых Александр Александрович оперировал, никогда не выпадали из его поля зрения: он вел их с первого дня и до выписки, и все хирурги брали с него пример, — это была школа. Его школа», — рассказывает профессор Альфред Аркадьевич Звягин.

«Хочу пожелать молодым хирургам уверенности без надменности, достоинства без претенциозности, спокойствия без равнодушия», — писал академик Вишневский. И это тоже характерно для блестяще одаренного человека — суммировать жизненный опыт и результат глубоких раздумий в нескольких простых и точных словах, которые никогда не утратят актуальности.