4, 5 марта на Основной сцене Театра имени Евгения Вахтангова премьера спектакля «Идиот»

4 и 5 марта в 19:00 на исторической сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоится премьера спектакля по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» в постановке Владислава Наставшева.

Это вторая вахтанговская работа Наставшева. Его первый спектакль – «Повесть о Сонечке» по повести Марины Цветаевой – был выпущен в декабре 2023 года на Новой сцене и отмечен премией «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура».

«Это моё третье обращение к роману «Идиот». Я репетировал роль князя Мышкина, когда учился на актёрском факультете ЛГИТМИКа. Потом, 10 лет назад, поставил «Идиота» в Риге. Странное, мистическое совпадение – в ЛГИТМИКе мы готовили самостоятельные постановки «Мадемуазель Нитуш» и «Идиот». А спустя много лет я оказался в Театре Вахтангова, где с успехом идёт «Мадемуазель Нитуш», а я обратился к «Идиоту», – рассказывает режиссёр.

Над выпуском спектакля вместе с режиссёром работали: сценография – Владислав Наставшев и Валерия Барсукова, художник по костюмам – Майя Майер, художник по свету – Руслан Майоров, видеохудожник – Ася Мухина, художник-гримёр – заслуженный работник культуры России Ольга Калявина, музыкальное оформление – Владислав Наставшев и Иван Лубенников, звукорежиссёр – Всеволод Семёнов, помощники режиссёра – Наталья Меньшикова, Кристина Миронова.

Роли исполняют: Константин Белошапка (Князь Мышкин), заслуженная артистка России Анна Дубровская (Настасья Филипповна), Павел Юдин (Парфён Рогожин), Полина Рафеева (Аглая Епанчина).

Из беседы Дмитрия Трубочкина с Владиславом Наставшевым:

«Интересно задуматься о том, кто в «Идиоте» главный герой. С одной стороны, конечно, князь Мышкин. Он резко отличается от других действующих лиц. Мышкин – человек «извне», он приезжает в Россию из Швейцарии, где прожил долгое время. Поэтому он способен взглянуть на Россию не только «изнутри» как русский человек, но и с позиции другой культуры. Достоевский ведь и сам писал «Идиота», находясь за границей. Мышкин – не такой, как все, еще и потому, что он болен; его взгляд на действительность поневоле отличается от взгляда окружающих его здоровых, или «нормальных» людей.

С другой стороны, князь Мышкин – не только действующее лицо. Он – еще и зритель разворачивающейся перед ним драмы, в которой другие герои – актеры. Играя свои роли, они втягивают Мышкина в свое действие, и он становится «идиотом» в том смысле, что перестает отличать правду от вымысла, свою правду – от чужой игры.

Романы Достоевского верно называют «полифоничными». Это значит, что каждый из героев претендует на обладание некой конечной правдой. В столкновении разных правд рождается новая реальность, в которой с равной силой звучат разные голоса. В этом смысле все герои «Идиота» – авторы сюжета; все герои главные, они даже спорят за авторство своей истории. Поэтому в романе невозможно определить одну правду – «главную» для всех.

В этом хоре голосов Достоевский стремится услышать и предугадать будущие судьбы своей страны и ее людей. «Идиот» – это, конечно, роман о России».

 

Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут с двумя антрактами.

Спектакль «Идиот» Владислава Наставшева станет вторым воплощением великого романа Достоевского на Вахтанговской сцене. Первой постановкой «Идиота» был спектакль А.И. Ремизовой в инсценировке Ю.К. Олеши, сделанной по заказу Театра, его премьера с блистательным актёрским составом (Юлия Борисова – Настасья Филипповна, Николай Гриценко – князь Мышкин, Михаил Ульянов – Рогожин, Людмила Целиковская – Аглая) состоялась в 1958 году. Юлия Константиновна Борисова сыграла театральную премьеру вскоре после съёмок в фильме Ивана Пырьева «Идиот», где она тоже сыграла Настасью Филипповну.

Образ Настасьи Филипповны в разные годы и в разных постановках исполняли четыре актрисы Вахтанговской труппы: Юлия Борисова, Людмила Максакова (телеспектакль, 1979 г.), Лидия Вележева (телесериал, 2003 г.), а ныне – Анна Дубровская.

В Театре Вахтангова к произведениям Ф.М. Достоевского обращались 6 раз. В 2000 году Владимир Иванов поставил «Дядюшкин сон» с Владимиром Этушем, Марией Ароновой, Анной Дубровской и Олегом Макаровым в главных ролях. В 2011 году состоялась премьера спектакля Римаса Туминаса «Пристань», в котором одним из отрывков был «Игрок» с Людмилой Максаковой в роли Бабуленьки. В 2012 году Юрий Любимов поставил «Бесов» – свой последний спектакль на драматической сцене. В 2017 г. в «Студии» появился спектакль выпускников-щукинцев «Чужая жена и муж под кроватью» режиссёра Екатерины Зонненштраль. В 2019-2020 гг. на Симоновской сцене играли дипломный спектакль Театрального института имени Б.В. Щукина «Преступление и наказание» в постановке Елены Ласкавой. 7-м обращением к творчеству великого русского писателя станет «Идиот» в постановке Владислава Наставшева.

Владислав Наставшев родился в Риге. В 2004 году окончил актёрский факультет ЛГИТМИКа, в 2007 году – режиссёрский факультет Drama Centre London (Central St. Martin’s College of Art and Design).

Во время обучения в Лондоне поставил спектакли «Рудин» по роману И.С. Тургенева в театре Arcola, а также «Фрёкен Жюли» А. Стриндберга в театре Cochrane (в 2008 году спектакль был перенесён в сиднейский театр Belvoir Street Downstairs).

Владислав Наставшев сам оформляет свои спектакли и пишет для них музыку. В 2020 году выпустил синти-поп альбом «Опять нам будет сладко» с песнями на стихи поэтов XX века.

Работал в Новом Рижском театре, Латвийском Национальном театре, Валмиерском театре драмы, Рижском русском театре им. Михаила Чехова, Латвийском Dirty Deal Teatro, Каменноостровском театре – вторая сцена Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге.

В Москве в Театре Наций и «Гоголь-центре» выпустил шесть драматических спектаклей. В Большом театре поставил и оформил в качестве художника оперы «Искатели жемчуга» Ж. Бизе и «Маддалена. Испанский час» С.С. Прокофьева, М. Равеля, «Демон» А.Г. Рубинштейна; в Пермском театре оперы и балета – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Бал-маскарад» Дж. Верди.