$7,3 млрд, ROI 700 и растущая популярность в сегменте малого бизнеса 

Национальная Федерация профессиональных менторов и коучей сравнила тренды в развитии отрасли в России и в мире.

Глобальный рынок коучинга продолжает расти двузначными темпами, несмотря на нестабильную экономическую обстановку. По итогам 2024 года объем мирового рынка оценивался в $6,25 млрд, к концу 2025 года, по прогнозам аналитиков, он достигнет $7,3 млрд. Среднегодовой темп роста составляет 15-17% — это показатель, превышающий динамику большинства сегментов отрасли профессиональных услуг. При этом число профессиональных коучей в мире за последние пять лет почти удвоилось, превысив 126 тысяч человек.

Национальная Федерация профессиональных менторов и коучей (НФПМК) представила исследование, в котором впервые сопоставлены ключевые тренды развития коучинга в России и за рубежом. Исследование подготовлено на основе экспертных опросов и анализа статистических данных.

По данным исследования, российский рынок следует глобальным тенденциям, но имеет свои особенности. Структура клиентов отличается от западной: если в США и Европе основными заказчиками выступают корпорации из списка Fortune 500, то в России 59% клиентов коучей — представители микро- и малого бизнеса.

«Ценовой диапазон на услуги бизнес-коучинга в России составляет от 5 до 45 тысяч рублей за сессию, а executive-коучинг для топ-менеджеров может стоить от 20 до 150 тысяч рублей», — комментирует исследование НФПМК Александра Прицкер, президент Федерации, коуч топ-руководителей, MCC ICF, основатель Международного университета Global Coaching. При этом, средняя мировая ставка составляет $244 (около 22 тысяч рублей), а в США сессия executive-коуча может стоить $500 и выше.

Интересно, что деньги — далеко не главный критерий при выборе коуча. Согласно опросу НФПМК, главными факторами выбора являются:

1. Опыт работы с нужным уровнем персонала

2. Личный управленческий опыт коуча

3. Профессиональная сертификация

4. Рекомендации.

«Соотношение цена-качество и стоимость сессии оказались в самом конце рейтинга критериев выбора, — подчеркивает Александра Прицкер. — Бизнес готов инвестировать в коучинг, ориентируясь прежде всего на профессионализм и результативность коуча, а не на минимальную цену».

В корпоративном секторе все чаще применяется внутренний коучинг. Около двух третей опрошенных российских компаний используют его для работы с менеджерами среднего звена и будущими руководителями. При этом для топ-менеджеров по-прежнему привлекают внешних коучей — эта практика совпадает с международными тенденциями.

Вопрос измерения эффективности коучинга становится все более актуальным. По данным глобальных исследований, средний ROI от коучинговых программ оценивается примерно в 7:1, что означает семикратный возврат на каждый вложенный доллар.

Международные компании используют комбинацию качественных и количественных метрик. Наиболее популярными показателями успеха считаются достижение поставленных целей развития (32% компаний) и удовлетворенность самого коучи работой с коучем (26%). На третьем месте — проявление новых желательных моделей поведения (21%).

В России структура оценки схожа: на первом месте — уровень удовлетворенности по обратной связи от сотрудника, прошедшего коучинг. Более трети компаний используют 360-градусную оценку до и после коучинга, отслеживая рост тех компетенций, над которыми работали. Бизнес-метрики пока используются ограниченно — их назвали в приоритете менее четверти участников российского опроса.

Технологии трансформируют отрасль: более 76% коучей перешли на виртуальный формат в пандемию и не планируют возвращаться к полностью офлайн-модели. На глобальном уровне активно развиваются цифровые платформы — такие как BetterUp, CoachHub и Torch, — формируя новый сегмент рынка.

Коучинг все чаще применяется не только для развития лидерства, но и для решения более широких задач. По данным ICF (International Coach Federation), 92% компаний считают, что коучинг помогает сотрудникам осваивать новые навыки, 90% отмечают вклад в программы благополучия, а 80% — в продвижение инициатив по разнообразию и инклюзии. В России также растет применение коучинга на уровне middle management и в рамках программ кадрового резерва.

По экспертным оценкам, рынок коучинга в России и мире продолжит структурироваться и расти, несмотря на внешние вызовы. Спрос на качественные коучинговые программы — особенно в сегменте малого бизнеса и управленческого резерва — будет только увеличиваться.