Сегодня Главная выставка страны запустила онлайн-спецпроект «Люди над людьми», приуроченный к Международному дню памятников и исторических мест. Автором уникального маршрута, позволяющего ближе познакомиться с установленными на павильонах статуями, стал куратор Музея ВДНХ Павел Нефедов. Проект доступен на сайте.
Пока сохраняется сложная эпидемиологическая ситуация, ВДНХ приглашает побывать на территории Выставки онлайн. Проект «Люди над людьми» дает возможность посмотреть на скульптуры с нового ракурса, недоступного ранее посетителям комплекса.
«Не секрет, что традиции классической архитектуры послужили главным источником вдохновения для создателей ВДНХ. Одна из таких традиций — украшать фасады зданий статуями — прослеживается со времен Древней Греции и эпохи Возрождения. На ВДНХ этот прием получил новый смысл: на крышах павильонов Выставки поселились многочисленные изображения советских трудящихся, мужчин и женщин, крестьянок и рабочих. Это «говорящая» скульптура, которая подсказывала посетителям замысел и идею каждого павильона. Сегодня эти фигуры, пришедшие к нам из прошлого, сами нуждаются в объяснениях», — рассказывает Павел Нефедов, куратор Музея ВДНХ и автор путеводителя по территории комплекса.
Сейчас в проекте доступна история скульптурных групп на шести павильонах: №1 «Центральный», №18 «Республика Беларусь», №51 «Мясная промышленность», №58 «Земледелие» (бывший Украинской ССР), №59 «Зерно» (бывший Московской области) и №71 «Атомная энергия» (бывший РСФСР).
Гости сайта узнают, какое здание в Петербурге является архитектурным образцом четырех статуй на Центральном павильоне и какая скульптура — историческим прототипом для павильона Республики Беларусь. В проекте также будут даны ответы на вопросы, из чего сделаны скульптуры на Выставке, каковы их расположение и размеры, что символизируют их жесты, позы, одежда и предметы в их руках, а также будет рассказана предыстория создания и значение памятников с отсылками к культурам разных народов. Так, например, одна из самых выразительных скульптур ВДНХ, расположенная на крыше павильона №51 «Мясная промышленность», фигура быка, которого удерживает на цепи работник мясокомбината, напоминает о мифологическом подвиге Геракла — укрощении критского быка.
Благодаря проекту зрители увидят как редкие исторические кадры из архивных фондов ВДНХ, так и современные снимки, снятые с крыш и при помощи квадрокоптера. Со временем маршрут «Люди над людьми» пополнится историями и других павильонов, таких как №11 «Металлургия» (бывший Казахской ССР), №67 «Советская печать» (бывший Карело-Финской ССР), №68 Республики Армения («Угольная промышленность», бывший Сибири) и т.д.