Ранним августовским утром журналисты СМИ и блогеры отправились в пресс-тур «Сохраним храмы Новоторжской земли и Степурино», организованный Благотворительным фондом «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”».
Главная цель фонда — спасение сельских храмов и храмов в малых городах как центров духовного притяжения этих мест и объектов культурного и архитектурного наследия.
Первым пунктом нашего путешествия была деревня Загорье (Переслегино) Торжокского района. Переслегино расположено на реке Рачайне в 26 км к югу от города Торжок. С конца XVIII века им владел знаменитый дворянский род Полторацких. В 1859 году во владельческом сельце насчитывалось 27 дворов и 257 жителей. Традиционно и на регулярной основе в деревне проводились ярмарки. Храм оставался и остается главной его достопримечательностью.
Экскурсию по Храму Петра и Павла проводил кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Арсений Петров. Он же является инициатором по включению в список Всемирного наследия UNESCO новой серийной номинации “Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова”.
Храм Петра и Павла — жемчужина архитектурного наследия всемирно известного архитектора Николая Львова, которого современники называли «русским Леонардо».
Архитектор, несмотря на то, что построил множество знаковых объектов русской классической архитектуры, был верен принципу – «где родился, там и пригодился». Рожденный под Торжком, Львов именно в этом городе и его окрестностях возвел больше всего своих шедевров.
Каменная церковь возведена в 1803 году по проекту Николая Александровича на месте ветхой деревянной церкви. Здание было построено на средства прихожан и местного помещика Марка Федоровича Полторацкого. В этом же году церковь освятил архиепископ Тверской и Кашинский Павел.
Для тех лет храм имел уникальную архитектуру. В здании – три входа, которые украшены колоннами. Центральную часть храма венчает барабан в котором прорезаны 12 круглых окон. Свод нижнего купола декорирован под кессоны.
В 1930-х годах храм закрыли. Церковное золото было разграблено. По некоторым сведениям, здание использовали в хозяйственных целях.
Только в 2018 году уникальную церковь признали памятником культурного наследия. Согласно приказу Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия, храм включен в региональный перечень памятников истории и культуры.
Из всех храмов Торжокского района, построенных по проекту Н. Львова, грандиозное здание церкви Петра и Павла находится в наиболее плачевном состоянии.
Своды пределов обрушились, рухнула часть кровли. Высока вероятность обрушения центрального свода храма. Буквально на глазах крошится кирпичная кладка. Памятник культурного наследия необходимо спасать, и как можно скорее.
Н. Львов за границей признан великим архитектором, однако на родине по каким-то причинам наши современники почитают его значительно меньше. Задача сохранения этого храма охватывает не только всероссийский масштаб, но и имеет мировую значимость.
По благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия и по просьбе настоятеля храма святых Петра и Павла иерея Александра Рабцуна «Белый ирис» взял храм под свою опеку. Открыт сбор на разработку проектной документации, необходимой для проведения противоаварийных и консервационных работ.
Сейчас ведется организационная работа по включению наследия Львова в Тверской области в список Всемирного наследия Юнеско. Если решение будет принято, в список попадет и Петропавловский храм.
В этой же деревне мы навестили церковь Александра Невского, построенную в 1868 году, что особенно знаково, в год празднования 800-летия со дня рождения великого князя.
Своей живописностью Загорье привлекает жителей столицы. За последние годы сюда на постоянное место жительства переехали две московские семьи. Многодетная семья Макаренко основала фамильную ферму и сыроварню и успешно реализует в Москве экологически чистые продукты. Они угостили нас зажаренным сырным шашлыком.
Следующим пунктом нашего путешествия был Храм во имя мучеников Флора и Лавра в селе Степурино Старицкого района.
Впервые село Степурино, стоящее на высоком берегу реки Жидоховки, упоминается в «Дозорной книге 1551 – 1554 гг.». Тогда оно принадлежало помещику боярину Борисову, в это время в селе уже существовала церковь Фрола и Лавра.
На торговой площади посреди села — где сейчас стоит полуразрушенный каменный храм, — когда-то кипела жизнь. Еженедельно с Покрова до Пасхи работал базар, приезжали торговцы из Зубцовского, Ржевского и Старицкого уездов, а также купцы из Московской и Смоленской губерний. «Главная торговля была льном, хлебом, говядиной и мелочным товаром. Высоко ценился спрос на ремесла: гончарные, шорные, плетение из ивовых прутьев.
Документальные сведения о храме восходят к 1766 году и связаны с прошением статского советника Евграфа Васильевича Татищева о построении в селе каменной церкви. В 1780 году церковь была освящена.
В 1825 году последовало дозволение прежнюю церковь «за ветхостию» разобрать и построить новую. Строительство велось на средства местного помещика Ивана Максимовича Ильинского, а также на пожертвования прихожан, и завершилось в 1835 году.
Храм типа «ротонда на четверике» выстроен в стиле классицизма. В нем два престола: холодный, Святых Мучеников Флора и Лавра, и теплый, Святого Арсения.
Церковное здание, сложенное из кирпича, является центром храмового комплекса. В него входят массивных пропорций колокольня и трапезная в стиле барокко (1780 г.), а также часовня и сторожка XIX века постройки.
В тридцатые годы XX века церковь была закрыта и с тех пор разрушалась.
Здание использовалось под различные общественные нужды. Например, в 1970-е годы здесь располагались склад зерна и ремонтные мастерские.
В настоящее время в храме утрачены кровля, живопись и убранство интерьера, а также кирпичная ограда. Монументальный купол, увенчивающий здание, порос деревьями и требует срочной реставрации, как и вся церковь.
Рядом с храмом находятся надгробия генерал-майора Алексея Пржевальского, дяди знаменитого ученого и путешественника Николая Пржевальского.
Село также привлекает туристов старинными купеческими домами.
В 1958 году в один из летних дней в Степурино была страшная гроза. Молния попала в колокольню и сбила крест, который, упав с большой высоты, наполовину вошел в землю. Огромный крест удалось вытянуть только трактором. Его решили похоронить на кладбище, в освященной земле. А спустя много десятилетий обнаружили, что на этом месте выросла высокая береза с тремя стволами, которая… подняла из земли похороненный крест, намертво вросший в дерево.
И пусть пока виднеется только верхушка большого креста, местные жители верят, что березка будет расти и дальше, и поднимет весь крест.
Удивительного в этой истории много: расстрелянных степуринских священников было трое, как и стволов у березки; а крест поднялся из земли в то время, когда начались службы в еще разрушенном храме Флора и Лавра. Трудно найти более яркий символ Пресвятой Троицы: одно дерево с тремя стволами, но одним корнем и воспрявшим крестом…
По Благословению Митрополита Тверского и Кашинского Амвросия и по просьбе настоятеля иерея Николая Куща «Белый ирис» взял храм под свою опеку. Открыт сбор на разработку проектной документации, необходимой для реставрационных работ.
Экскурсию проводил местный краевед, почетный гражданин Старицы Александр Шитков. Его рассказ был как песня: поэтичным, очень ярким и познавательным.
Перед самым отъездом нас прихватил дождичек, а после дождя появилась радуга. Такая яркая целая дуга. Настоятель храма во имя святых мучеников Флора и Лавра иерей Николай Кущ сказал, что это очень хороший знак.
На Тверской земле мы посетили три уникальных святыни, вызывающих восхищение и трепет даже в своем полуразрушенном состоянии. Это храмы-легенды, признанные объектами культурного наследия. Об этих храмах стоит узнать как можно большему числу людей, возможно, именно так найдутся неравнодушные, которые помогут восстановить их.
Храм — это место, куда приходят люди, когда больше некуда идти и не у кого просить поддержки. Это источник вдохновения, духовности и преображения для каждого человека, созерцающего его совершенную красоту. Это сокровищница нашей великой культуры и истории, сердце поселения, вокруг которого всегда обустраивалась и развивалась сельская жизнь.
Большое количество разбросанных по России храмов требует пристального внимания со стороны пристрастных людей. Храмам необходимо воссоздание на исторической территории, а не возведение на новом, ненамоленном месте.
«Сила России и её народа — в единстве. Мы верим, что, объединившись, мы можем спасти и передать будущим поколениям блеск золотых куполов, о которых слагают легенды. Присоединяйтесь, и вместе мы сможем восстановить десятки храмов и изменить судьбы тысяч людей, подарив им веру в новую жизнь.» — говорит директор Благотворительного фонда «Сохранение культурного наследия “Белый Ирис”» О. Д. Шитова.