Mondelez International — один из мировых лидеров по производству снеков — в третий раз провела исследование State of Snacking. Компания опросила более трех тысяч человек из 12 стран, включая Россию, чтобы выяснить влияние снеков на жизнь людей. Результаты исследования были представлены российским журналистам 2 февраля на пресс-конференции с участием Евгения Капустина, вице-президента по управлению категорией «кондитерские изделия», и Натальи Леоновой, старшего директора по управлению категорией «выпечка» Mondelēz International.
Главные выводы исследования:
- Третий год подряд растет число людей, которые предпочитают небольшие перекусы снеками вместо полноценных приемов пищи.
- Люди рассматривают перекусы, как способ улучшения физического, эмоционального и психического здоровья, а также используют их для поддержания социальных связей с другими людьми.
- Потребители ориентируются на свои ценности при покупке, в том числе, обращают особое внимание на деятельность компании в области устойчивого развития.
- Соцсети вдохновляют людей на то, чтобы попробовать новый продукт. В большей степени это касается поколения Z и миллениалов.
- Всё больше людей говорят о том, что сбалансированная диета должна включать возможность побаловать себя cнеками.
Данный качественный опрос потребителей был проведен онлайн в октябре 2021 года аналитической компанией The Harris Poll по заказу Mondelēz International. Компания является мировым лидером в области продуктов питания для перекусов и считает важным постоянное изучение меняющейся роли снеков в повседневной жизни и ритуалах поведения. В исследовании приняли участие потребители в возрасте старше 18 лет из 12 стран: США, Канады, Мексики, Бразилии, Франции, Германии, Великобритании, России, Китая, Индии, Индонезии и Австралии.
По словам Евгения Капустина, «пандемия продолжает оказывать серьезное влияние на пищевое поведение людей, только укрепляя сформировавшиеся в прошлом году тенденции. Стремление к здоровью и эмоциональному комфорту – вот главные тренды, которые отражаются и на рынке перекусов». Потребители ищут снеки для улучшения физического (80%), эмоционального (80%) и психического (75%) здоровья, а также для поддержания социальных связей (65%), поскольку совместные перекусы служат поводом для общения с другими людьми.
Наталья Леонова отметила, что «на фоне интереса к сбалансированному питанию всё больше опрошенных соглашаются с мнением, что здоровый рацион должен включать немного продуктов для удовольствия». Если в 2020 году так считал 81% опрошенных, то по итогам 2021 года их число выросло до 88% (+6 п.п.). 85% респондентов делают хотя бы один перекус в день, чтобы побаловать себя, а 74% не могут представить себе жизнь без шоколада. Люди стремятся к комфорту и хотят иметь возможность радовать себя в непростой ситуации.
Растет также и частота перекусов. Сегодня все больше людей питаются дробно небольшими порциями в течение дня вместо традиционных приёмов пищи: так поступают 62% опрошенных, причем этот показатель выше среди представителей поколения Z (75%) и миллениалов (69%).
Расширяются и каналы дистрибуции, чтобы соответствовать растущему количеству сценариев для перекусов. Например, более половины опрошенных во всем мире сообщили, что в течение последнего года покупали снеки, используя минимум три нетрадиционных или новых канала (53%). По словам Евгения, это подтверждают данные компании: «в России за прошлый год продажи ассортимента «Мон’дэлис Русь» в канале электронной торговли выросли в 2,5 раза по сравнению с 2020 годом».
Потребители черпают свое вдохновение в социальных сетях. За последний год более половины опрошенных (55%) во всем мире приобрели новинки для перекусов под влиянием соцсетей. Больше всего этому влиянию подвержены молодые поколения — среди зумеров и миллениалов так поступили семь из десяти опрошенных. В целом, 90% потребителей в мире говорят, что при покупке снеков рассчитывают на широкий выбор, а восемь из десяти респондентов с нетерпением ждут возможности попробовать новые продукты для перекуса.
Наталья Леонова также отметила, что «люди все больше задумываются об ответственном потреблении». Восемь из 10 потребителей во всем мире сказали, что стали сильнее ориентироваться на свои ценности за последний год (80%), причем это касается всех аспектов жизни: от выбора карьеры до продуктов, которые они покупают.
Так, 85% опрошенных во всем мире хотят покупать продукцию у компаний, компенсирующих свой экологический след: для 78% важно, чтобы упаковка могла быть максимально утилизирована и переработана. Заглядывая в будущее, более девяти из десяти глобальных потребителей говорят, что в ближайшие десять лет они ожидают сохранения или усиления внимания к устойчивому развитию. Анализ Google Trends также показывает растущий интерес к честным практикам компании как работодателя (75%), что влияет на решение о покупке.
Перечисленные в отчете тренды подтверждаются статистикой роста категории «макро-снекинг»* на российском рынке. Как заявила Елена Шейнкман, руководитель группы по работе с ключевыми клиентами NielsenIQ, рынок продукции для перекусов вырос на 10,2% в стоимостном выражении и 2,2% в штуках в России** по итогам ноября 2021 года. Это самый высокий показатель среди 16 европейских стран*** и выше, чем в среднем рост продовольственных товаров на территории России. Сыр, мороженое, сладкое печенье, чипсы, шоколадные плитки и батончики, охлажденные десерты – на эти шесть видов продукции приходится 70% общего роста продаж снеков в стоимостном выражении в прошлом году.
Несмотря на высокую динамику роста снекинга, у макрокатегории есть еще потенциал, который подтверждается ростом небольших, но динамично развивающихся категорий, таких как попкорн, семечки и орехи и свежие десерты. Дополнительным источником роста снеков являются частные марки, которые пользуются все большей популярностью у потребителей. Доля частных марок составляет 8,3% и растет на 21,3% к прошлому году.
«Результаты нашего исследования State of Snacking показали, что отношение к перекусам меняется среди потребителей во всем мире вместе, — прокомментировал Дирк Ван де Пут, председатель совета директоров и генеральный директор Mondelēz International. — Снекинг — это не только источник питания и удовольствия, но также способ поддержания социальных связей и получения новых впечатлений. Мы видимо, что всё большее число потребителей переходит на дробное питание в течение дня и отказывается от традиционных приемов пищи. И такое поведение, ускоренное продолжающейся пандемией, становится частью повседневной жизни. Вот почему нам как компании важно следовать за выбором потребителей, предлагая им правильные снеки, в нужный момент, сделанные, как надо, при этом продолжая рассказывать о важности осознанного подхода к питанию для здоровья человека».