Предприниматель, миллиардер Игорь Рыбаков в новом выпуске на своем YouTube-канале «Ипотека разрушает финансовую систему страны!» рассказал, что в ближайшее время нас ждет «разрушительный кризис, это так называемая вторая волна, которая будет гораздо сильнее и разрушительнее, чем кризис 2008 года».
«В половину уменьшилась выдача потребительских кредитов, на 30 процентов снизилась выдача ипотеки. Строительный комплекс — одна из фундаментальных основ российской экономики: 100 миллионов квадратных метров жилья построили в прошлом году, из них 60 миллионов квадратных метров стоит. Нет людей, кто может заплатить и заехать туда. У людей нет денег, уровень доходов населения не растет. Скоро раздавать уже квартиры будут. Все цифры однозначно свидетельствуют о том, что идет закат. Обстоятельства таковы, что многие люди не смогут оплачивать ипотечные кредиты, которые взяли ранее. В бизнесе тоже не все в шоколаде: наполовину увеличилось количество банкротств ИП. В этом ужасе очень многие напуганы открывать новые компании, очень много предпринимателей разъехалось по миру. Правительство сегодня занято тем, чтобы удержать хоть какую-то стабильность. У них под пристальным вниманием стратегические отрасли. Сейчас не до десятков тысяч вопросов, которые не находятся в приоритете. Поэтому простому гражданину помощи ждать в общем-то неоткуда. А теперь представьте, эти обстоятельства сошлись в одной точке. И конкретный человек, взявший квартиру в ипотеку, ему нечем платить за ипотеку. Банк забирает квартиру, продает ее на аукционе по какой-то низкой цене, чтобы возвратить себе какие-то деньги. Человек остается без квартиры, без будущего, на огромном стрессе. И количество таких людей растет, увеличивается. В два раза увеличилось количество людей, которые не могут уже обслуживать взятые ранее кредиты. Это буквально за последние три месяца, то есть нарастающее свидетельство того, что скорость перехода в пике увеличивается, — говорит Игорь Рыбаков. — И нет никаких предпосылок, что этот тренд может быть чем-то прерван. Поэтому необходимо одеть рюкзак с парашютом: необходимо ввести мораторий на отъем квартир у тех, кто оказался в ситуации неспособности оплачивать ипотечный кредит».
«Экономические субъекты, а именно банки, девелоперы, застройщики, которые выдавали ипотечные кредиты и передавали квартиры тем, кто находится на грани способности оплачивать ипотечные кредиты, должны стать соучастниками этой экономической сделки, этого моратория», — уверен Игорь Рыбаков, добавляя, что государство не должно субсидировать участникам появляющиеся расходы: «Не должно вам ничего государство. Вы, как рыночные игроки, сами пошли на то, что передали свои однокомнатные, многокомнатные тюремные камеры в «человейнике» семьям, которые находятся на грани своей способности выплачивать кредит. Вот такая ответственность от социально-ответственного бизнеса».
Частным лицам, у кого снизился уровень доходов Игорь Рыбаков советует замереть, помедитировать, почувствовать снова уверенность и безопасность: «И только вот в этом состоянии переходить к обдумыванию следующего шага». Тем, кто снова захочет взять «очередной потребительский кредит на очередной телевизор или еще что-то», он советует ни в коем случае этого не делать: «Пускай ваш уровень жизни снизится, но вы сохраните устойчивость, стабильность, безопасную устойчивость, чтобы не оказаться в ловушке, турбуленции». «Обопритесь на твердое основание. Обопритесь на то, что есть в вас, точка опоры внутри вас», — говорит предприниматель.
И тем «редким счастливчикам, кто видит будущее и чувствует его», Рыбаков рекомендует ни в коем случае не инвестировать свои или заемные средства в однокомнатные или многокомнатные квартиры в «человейниках». «Инвестируйте только в то, что будет приносить вам качество проживания жизни, увеличивать вашу удовлетворенность от жизни. А это именно индивидуальное жилищное строительство, это именно поселки грамотно и умно спроектированные, с наличествующей социальной средой. И самое главное — с сообществом жильцов, которые проживают, которые поддерживают друг друга. А не так, что сосед через стенку, ругаемся с этим соседом, нет. Комьюнити, сообщество жильцов», — говорит Рыбаков.