Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «АВТОДОМ» до уровня ruA-, прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruBBB+ со стабильным прогнозом.
Повышение кредитного рейтинга обусловлено увеличением степени вертикальной интеграции АО «АВТОДОМ» за счет создания уникальной производственно-финансовой экосистемы, включающей в себя дилерскую сеть, дистрибуцию, автомобильный завод, банк, лизинговую и факторинговую компании на базе приобретенных российских активов Mercedes-Benz.
АО «АВТОДОМ» (далее – компания, АВТОДОМ) является автодилером, занимающим лидирующие позиции на автомобильном рынке в Москве и Санкт-Петербурге. Компания напрямую и через 100% владения дочерними обществами специализируется на продажах и обслуживании автомобилей сегментов премиум и люкс, дилерская сеть насчитывает 31 центр и шоу-рум. Портфель состоит из 14 брендов, включая такие, как BMW, BMW Motorrad, MINI, Lamborghini, Mercedes-Benz, Porsche, Audi, Aurus, KTM, Sitrak и другие. Выручка компании формируется за счет продажи новых автомобилей, автомобилей с пробегом, сервисного обслуживания, trade-in, реализации запчастей и аксессуаров, страховых и финансовых продуктов. В 2023 году компания расширила продуктовую линейку, в том числе за счет выхода в новые сегменты автомобильного рынка – HCV (Forland, Foton, Sitrak и пр.).
В апреле 2023 года компания приобрела российские активы Mercedes-Benz (далее – МВ), что повлекло трансформацию классического бизнеса авторитейла в производственно-финансовую экосистему. В рамках сделки компании перешли финансовые активы МВ (ООО «МБ Рус Банк», ООО «МБ Рус Финанс» (лизинговая компания), ООО «МБ Рус Капитал» (факторинговая компания)), импортер и дилер автомобилей (АО «МБ Рус»), а также производственные активы — автомобильный завод в Московской области (ООО «МБ РУС МАНУФЭКЧУРИНГ»), на котором компания планирует запустить крупно- и мелкоузловую сборку на контрактной основе. Кроме того, в рамках сделки АВТОДОМ получил право осуществлять техобслуживание автомобилей Mercedes-Benz в России, включая гарантийную и постгарантийную поддержку. Агентство предполагает, что после завершения интеграционных процессов, расширение располагаемой компанией экосистемы положительно отразится на объемах и финансовых результатах её бизнеса.
Риск-профиль отрасли автомобильного ритейла оценивается агентством умеренно негативно в силу слабой устойчивости к внешним факторам и невысоких барьеров для входа новых игроков. В период кризисных явлений в экономике, сопровождающихся падением реальных располагаемых доходов населения, спрос на новые автомобили значительно снижается и, как правило, оказывает отрицательный эффект на деятельность автодилеров. Специализация компании на автомобилях высокого ценового сегмента и укрепление позиций в сегменте автомобилей с пробегом в регионах с более платежеспособным населением от части минимизирует риск сильного уменьшения продаж ввиду меньшей зависимости от общего состояния экономики. Кроме того, компания в достаточной степени использует механики параллельного импорта, что позволяет ей избегать существенных проблем в поставках запасных частей и деталей.
Открытие дилерского центра не требует очень высоких капитальных затрат ввиду чего конкуренция на рынке автомобильного ритейла достаточно высокая. Ранее, ограничения со стороны автопроизводителей по допустимому количеству дилерских контрактов на каждый город сдерживали рынок от появления новых игроков. Изменение конъюнктуры рынка, уход ключевых зарубежных производителей, приостановка поставок ими новых автомобилей, и переориентация на китайские и отечественные бренды снизило барьеры для выхода на рынок и способствовало росту числа автодилеров в России. Однако, планируемые ужесточения условий параллельного импорта, включая запрет на поставки через эту схему транспортных средств автопроизводителей, имеющих официальные представительства в России, будут способствовать последующему сокращению количества дилерских центров и их консолидации. В таких условиях, учитывая широкую дилерскую и партнерскую сеть, а также длительный опыт работы на рынке, АВТОДОМ имеет существенные конкурентные преимущества перед новыми или небольшими дилерами.