15.12 – 17.12 Барочный фестиваль «Опыты сердца и ума» в пространстве Île Thélème

Барочная музыка, аутентичная гастрономия и мастер-классы по комедии дель арте.

15 – 17 декабря, 2023 г. пространство Île Thélème и Итальянский Институт культуры приглашают на барочный фестиваль «Опыты сердца и ума». Фестиваль, проходящий регулярно, уже стал визитной карточкой Île Thélème, но декабрьские «Опыты» станут самыми масштабными по количеству событий. Гости узнают историю итальянской барочной кухни и продегустируют ее, услышат звучение легендарный скрипки Доменико Далольо, создадут персонажа комедии дель арте и посетят два больших концерта с произведениями Манфредини, Арайи, Ристори и других композиторов.

Île Thélème, Москва, ул. Правды 24/11.

 Программа фестиваля
Абонемент на все события фестиваля стоит 8 000 рублей

 15 декабря, 15:00: Вводная лекция о комедии дель арте
Место проведения: Итальянский Институт культуры.
Регистрация бесплатная.

В основе курса лекций и мастер-классов специалиста по старинному театру Людмилы Николаевой, который пройдет в рамках фестиваля «Опыты сердца и ума», — жанр старинного итальянского уличного театра дель арте, музыка и танцы эпохи Ренессанса, и даже импровизация с элементами акробатики.

Цель мастер-классов — создать полностью выстроенного персонажа, его манеру, поведение, быстроту реакции. Развитие хорошей техники поможет актеру с легкостью жонглировать навыками и даст возможность любому персонажу стать узнаваемым.

15 декабря, 19:00: Концерт «Русское придворное звучание итальянской музыки. Манфредини, Паизиелло, Далольо»
Место проведения: Итальянский Институт культуры.
Регистрация бесплатная.

«Наша цель заключается в том, чтобы оживить звучание барочного Петербурга, старой России» — утверждают исполнители. На лекции-концерте музыканты Андрей Пенюгин (скрипка) и Ирина Шнеерова (клавесин) расскажут о трех итальянских композиторах — Доменико Далольо, Винченцо Манфредини и Джованни Паизиелло, создававших неповторимый облик петербургской музыки XVIII века.

Исполнители: Андрей Пенюгин (скрипка), Ирина Шнеерова (Клавесин).

16 декабря, 14:00: Мастер-класс по комедии дель арте. День 1
Место проведения: Île Thélème.
Билет на оба мастер-класса — 3 000 рублей.

Первый актерский мастер-класс Людмилы Николаевой, в рамках которого гости создадут полностью выстроенного персонажа комедии дель арте, его манеру, поведение и быстроту реакции.

16 декабря, 19:00: Концерт-лекция «Доменико Далольо и его скрипка»
Место проведения: Île Thélème.
Билет на концерт —   3 000 рублей.

На камерном концерте «Доменико Далольо и его скрипка» будет звучать скрипка, изготовленная отцом композитора в 1748 году. Судя по всему, эта скрипка имеет самую долгую историю из всех сохранившихся.

В стоимость билета входит барочный фуршет-лекция в антракте концерта.  На ней мы поговорим о той эпохе, когда итальянская кухня впервые стала мировой, а также попробуем блюда, приготовленные по аутентичным рецептам эпохи барокко и ренессанса.

Исполнители:
Ансамбль «Солисты Екатерины Великой»:
Андрей Пенюгин, скрипка
Ирина Шнеерова, клавесин

17 декабря, 12:30: Лекция «Образы Италии на русской придворной сцене второй половины XVIII века»
Место проведения: Île Thélème.
Билет на лекцию —      1 500 рублей.

Доктор искусствоведения Анна Корндорф расскажет о венецианских художниках-декораторах, работавших в XVIII веке при русском дворе — Джузеппе Валериани, Франческо Градиции и Пьетро Гозаге. Об источниках их воображения и о том, отличались ли русские сценические образы Венеции от итальянских. На основании чего мы сегодня можем представить, как выглядела та или иная описанная в либретто сцена? И почему роскошные декорации были только в опере?

17 декабря, 15:00: Мастер-класс по комедии дель арте. День 2
Место проведения: Île Thélème.
Билет на оба мастер-класса — 3 000 рублей.

Второй актерский мастер-класс Людмилы Николаевой, в рамках которого гости создадут полностью выстроенного персонажа комедии дель арте, его манеру, поведение и быстроту реакции.

17 декабря, 20:00: Большой оперный концерт
Место проведения: Île Thélème.
Билет на концерт — 4 000 рублей.

В российской культуре, как и в любой российской семье, слились множество кровей. Особенно заметным взаимопроникновение культур стало в XVII-XVIII веков. В России наиболее полно соцветие европейских культур воплотилось в Санкт-Петербурге — самом барочном городе России. Характерное явление эпохи барокко — национальное разделение труда. Мода, костюмы, танцы и парфюм шли в основном из Франции, механизмы и корабельные снасти из Англии, а инструментальная музыка и опера — из Италии. Долгое время отечественное искусствоведение будто стыдилось факта, что большая часть российских музыкантов XVIII века была итальянцами (за исключением архитектуры — постоянно видимые шедевры не позволяли усомниться в своей необходимости для России). Однако это было повсеместным явлением, и даже Гендель поначалу писал в Англии только итальянские оперы, соревнуясь с Порпорой.

В последние годы русские итальянцы постепенно стали входить в пантеон отечественной музыки. В первую очередь, благодаря деятельности ансамбля «Солисты Екатерины Великой». В программе «Между Венециями» петербургский ансамбль познакомит московскую публику с чередой итальянцев, ставших для нас родными: от создателя русской оперы Франческой Арайи, до отца русской оратории Джузеппе Сарти.

В стоимость билета входит барочный ужин в антракте концерта.

Программа:
Доменико Далольо. Симфония «Казак». Первая часть
Франческо Арайя. Ария Миртео из оперы «Притворный Нин или Семирамида узнанна»
Ария Прокрис из оперы «Цефал и Прокрис»
Винченцо Манфредини. Соната для клавесина
Бальдассаре Галуппи. Ария Порока из Кантаты «Освобожденная Добродетель»
Джованни Паизиелло. Каприччио ре минор для клавира и скрипки
Доменико Далольо. «Русская симфония»
Джузеппе Сарти. Песенка Гурли из оперы «Индейская семья в Англии»
Джованни Альберто Ристори. Симфония, речитатив и ария Виттории из Кантаты к шестилетию коронации Анны Иоанновны
Гаспаро Анджолини, марш из балета «Отъезд Энея»

Исполнители:
Вера Чеканова, сопрано
Андрей Пенюгин, скрипка
Юлия Гайколова, скрипка
Марина Куперман, альт
Варвара Касторская, виолончель
Константин Яковлев, фагот
Ирина Шнеерова, клавесин
Данила Ведерников, постановка