- Популяция домашних животных в России продолжает расти: с 2020 года численность питомцев увеличилась на 11%.
- За три года кошек в России стало больше на 5,5 млн (+13%), а собак — на 1,7 млн (+7%).
- Домашние животные есть у 56% российских семей.
- 29% кошек и 60% собак являются породистыми. Самые популярные породы кошек – британская короткошерстная, собак – немецкая овчарка.
- Владельцы более 40% кошек взяли питомца на улице или по объявлению в «добрые руки», а 27% были куплены в питомнике или у заводчика.
- Более 60% владельцев собак и 86% хозяев кошек выбирают корма промышленного производства.
Центр питания и благополучия животных представил результаты Всероссийской переписи домашних животных. Трекинговое исследование проводилось в 2023 году в четвертый раз. Оно показало, как за последние три года изменилась популяция собак и кошек, и подтвердило, что владельцы питомцев в России становятся все более ответственными в отношении к своим любимцам.
По данным Центра питания и благополучия животных, в России растет количество домохозяйств (66,9 млн, или на 2,5% по отношению к 2020 году), и это способствует увеличению численности домашних питомцев. Их популяция достигла 74,8 млн, что на 11,3 млн (11%) больше, чем тремя годами ранее. Численность кошек в 2023 году составила 49,2 млн (+25%), собак – 25,5 млн (+7%).
Домашних животных в России имеют 56% семей. На сегодняшний день хозяевами домашних животных являются 68 млн россиян старше 14 лет. В 11% домохозяйств есть только собака, в 30% – только кошка, а 16% являются владельцами и кошек, и собак. В мире по количеству кошек Россия сохранила третье место, а по количеству собак осталась четвертой.
В прирост популяции домашних животных наибольший вклад вносят города с населением менее 500 тыс. жителей. Здесь кошка и собака есть у 57% семей, тогда как, например, в городах-миллионниках питомцев имеют 46% домохозяйств, а в Москве – 42%.
Основным барьером к заведению питомца по-прежнему остается фактор недостатка времени на уход за ним – 19% россиян считают, что им не хватит времени, чтобы ухаживать за кошкой, и 28% выбирают эту причину, говоря о том, почему не заводят собаку. Нехватка места в квартире также является важным препятствием к заведению кошки (11%) и собаки (20%). На третьем месте нелюбовь к домашним животным – кошкам (13%) и собакам (8%). Аллергия к ним же сместилась по сравнению с 2020 годом на четвертую строчку – 12% и 7% соответственно.
Питомцы для россиян – это члены семьи и друзья
Жители России все так же воспринимают домашнего питомца как члена семьи (42% владельцев кошек и 34% хозяев собак), друга (26% и 36%) или ребенка (19% и 16%). Только 13% владельцев кошек и 14% хозяев собак считают их просто животными. По сравнению с 2020 годом соотношение практически не изменилось.
Зато все более осознанным становится выбор рациона питания. Россияне продолжают отдавать предпочтение полнорационным кормам промышленного производства. За три года их использование увеличилась с 81% до 86% среди владельцев кошек и с 53% до 60% среди хозяев собак.
Гуманизация отношения к питомцам приводит к популяризации лакомств. Сегодня своих любимцев «радуют» 75% хозяев кошек и 80% владельцев собак. При этом доля лакомств со стола по сравнению с 2020 годом продолжает сокращаться, а лакомств промышленного производства – расти. Специальные продукты промышленного производства выбирают для этих целей уже 26% владельцев кошек и 34% хозяев собак вместо 24% и 26% ранее соответственно.
Чаще всего кошек россияне подбирают на улице или берут в «добрые руки» (40%), на втором месте рождение животного дома (18%), на третьем – покупка или подарок знакомых (14%). Собаки же приходят в дом после приобретения в питомнике или у заводчика (27%), часто их подбирают на улице (24%), берут у знакомых или получают щеночка в подарок (по 14%).
Больше статистики по популяции кошек и собак в России
Россия остается кошачьей страной. Кошек вдвое больше, чем собак. Продолжается тенденция увеличения числа семей, имеющих более одной кошки.
При этом две трети домашних кошек живут в городах, остальные – в сельской местности. Их содержат 30,5 млн семей.
Среди всех домашних кошек 51% – самочки. Породистые питомцы занимают 29% от общего количества кошек (три года назад 26%). Самыми популярными породами кошек в нашей стране являются британская короткошерстная, шотландская вислоухая, сиамская, мейн-кун и сибирская. Самые популярные клички – Мурка, Буся, Васька, Барсик.
Более половины домашних собак проживает в городах (61% от всех популяции), а 39% – в сельской местности. Их содержат 17,8 млн семей.
Среди всех домашних собак 53% – самцы. Наиболее популярными породами в России остаются немецкая овчарка, среднеазиатская овчарка, чихуахуа, йоркшир-терьер и сибирская лайка. Самые популярные клички – Найда, Жужа, Арчи, Рекс, Шарик.
Породистых питомцев стало больше – 60% против 54% в 2020 году.
Портрет самой популярной кошки и собаки в России
Самую популярную кошку в России зовут Муся, ей от одного года до семи лет, проживает в городе. Она беспородная, здоровая и нестерилизованная. Питается кормом промышленного производства и получает как лакомства со стола, так и специальные продукты. Хозяева – семейная пара, которая считает ее членом семьи.
Самую популярную собаку в России зовут Рекс, ему от одного года до семи лет. Он – немецкая овчарка, живет в городе, довольно крупный (более 26 кг). Рекс не стерилизован, питается кормом промышленного производства и домашней едой, а также получает лакомства со стола и специальные продукты. Хозяева – семейная пара, которая считает его другом и компаньоном.
Исследование популяции домашних животных проводилось в 2023 году Центром изучения питания и благополучия животных и исследовательской компанией Ipsos. Были опрошены жители городов и сельских поселений России в формате репрезентативной выборки на уровне федеральных округов и городских кластеров. Проведены 7718 телефонных интервью мужчин и женщин старше 16 лет.
О Центре питания и благополучия животных
Центр изучения питания домашних животных является центром экспертизы в области науки по уходу за животными. Основной задачей Центра является изучение кормов и предоставление информации, полученной в процессе исследований, разработчикам продукта. Исследования проходят по двум направлениям: физиологические и исследования вкусовой привлекательности и пищевого поведения. Ежегодно в Центре проводится более 500 тестов. Территория Центра в Ульяновской области составляет 9 га, площадь зданий 5000 м2, в которых проживает 250 кошек и 90 собак.