Галерея Heritage представляет «Степени прозрачности. Vitalité fragile» — кураторский проект Марины Ширcкой – первая выставка нового фестиваля российского художественного стекла GlassGlow. Искусство и дизайн, art & craft заполнят три зала галереи в изысканной сценографии архитектора Наны Абдрашитовой. Выразительные, символичные, современные, иногда функциональные, но всегда завораживающие своей хрупкой красотой творения Александры Ярмольник, Таисии и Александра Фокиных, Ольги Трейвас, Овика Манукяна, Светланы Евдокимовой, Юлии Мерзликиной, Альфии Ширинской, Анастасии Прибельской и Дарьи Болховитиной соседствуют с новыми работами Марии Пуховой, Виктора Копейкина, Милены Стрелковой, Анны Третьяк, Ангелины Орловой, Елены Зайцман, Алены Антоновой, многие работы которых созданы специально для выставки.
Около ста объектов, созданных в период с 2000 года по наши дни 33 художниками, отражают самые разнообразные техники и авторские приемы работы с уникальным материалом: свободное выдувание и выдувание в форму, гутная техника и фьюзинг, моллирование и отливка, ламповая техника — смешиваются и раскрываются в уникальном путешествии.
От утилитарных предметов, таких как зеркало, светильник или ваза, до масштабных инсталляций и скульптур, проект Марины Ширской показывает размышления художников и дизайнеров, изобретающих необычные поэтические произведения, которые воплощают сложные взаимосвязи между физическим и эфемерным, землей и воздухом.
Стекло, прозрачное, пластичное, химически инертное, предстает в качестве идеальной метафоры человеческого существования. Созданный из песка земли, прошедший сквозь пламя, это материал с уникальной способностью преломлять воздушные потоки, свет, рассеивать и сгущать тени. Символ перемен, бесконечной трансформации, как в природе, так и в человеческой жизни, стекло способно передать тонкие вибрации, происходящие под влиянием солнечного света — и то, как сумерки переходят в ночь, а тьма сменяется рассветом, и то, как пышное цветение весны заканчивается тихим увяданием осени.
Первая часть экспозиции посвящена новаторству — объектным конструкциям, придуманным студией Fresh.Glass. С момента своего основания в 2016 году небольшая команда Fresh.Glass, во главе которой стоят Сергей Мартынов, Дарья Болховитина, Константин Гвоздёв и Анастасия Вишнякова, ставит под сомнение взаимосвязь и существование границ между домашними объектами, природой и архитектурой. Их подход к работе со стеклом покоряет не только музейные залы и ведущие ярмарки России, в их выставочной истории значатся Дубай, Франция, Бельгия. А в 2023 году они стали победителями молодежной номинации Венецианского фестиваля Venice Glass Week. Студия из Москвы исследует природу стекла, разрабатывает инновационные подходы в работе с материалом. Их масштабные синестезийные инсталляции превращают материал в средство для создания сильного эмоционального опыта посредством визуальных и тактильных ощущений, что превращает каждый проект в особое переживание, порой не поддающееся вербализации.
Скульптор Мария Кошенкова бросает вызов традиционным представлениям о красоте, призванной возбуждать только приятные ощущения. Она исследует эстетику безобразного, призванного стать мощным средством для глубокого эмоционального воздействия. Это формальное упражнение по деконструкции и фрагментации материала привело к созданию серии многослойных и многокрасочных творений в сложной гутной технике, которая подразумевает формование объекта из расплавленной стекольной массы непосредственно у печи и включает в себя свободное выдувание, сплавление отдельных элементов, всевозможные наклады и скручивание, наложение дополнительных цветных слоев и стекольных нитей. Свободное владение этими приемами позволяет Кошенковой создавать масштабные работы, демонстрируя тем самым огромный потенциал материала. Полученное в России образование и обширный международный опыт в равной степени значительно повлияли на ее практику. Первая привнесла стремление к драме и конфликту, вторая — эстетику и особое отношение к материалу. Синтез этих двух подходов позволил Кошенковой выработать свой уникальный язык. Каждый созданный ею объект — в некотором роде объемная живопись с заряженным яркой эмоцией нарративом, который с одинаковым интересом встречают в России, на Венецианской биеннале, в частных галереях Нью-Йорка и ведущих музеях Европы.
Многие из представленных на выставке работ отражают женский взгляд на работу с этим хрупким материалом. Изысканно тонкие, нежные по цвету, многослойные и насыщенные глубокой эмоциональной палитрой работы Анастасии Прибельской вдохновлены созерцанием дикорастущих растений и природными формами севера. «Я нахожу красоту в недолговечности и недосказанности. И тут не может быть материала более деликатного и подходящего чем стекло», — считает Анастасия. Свои букеты полевых цветов она создает, используя технику лэмпворк. Смешивая разноцветное стекло, она добивается нужных оттенков и формирует тончайшие элементы из раскаленной на открытом пламени горелки стекольной массы. Совсем иным языком, обращаясь к тонкой игре света и тени, воплощая уникальные переживания и мысли, но тоже вдохновляясь северными мотивами, создает свои работы Мария Пухова. «Меня привлекает создание растворяющихся в пространстве состояний, через стекло, такое хрупкое, как память о прошлом». Ее кружевные, сплетенные из бороселикатного стекла канделябры и фонтаны кажутся призрачными воспоминаниями о предметах, выводят пронизанные чувственностью и сложной эстетикой функциональные объекты на иной поэтический уровень, раскрывая красоту женского восприятия мира. А мысли и события, из которых соткана ткань повседневности каждой женщины, словно разноцветные бисеринки, запутались в стеклянной паутине, раскинутой в работах Екатерины Ивановой-Остапенко.
Скульптуры Владимира Копейкина поражают мастерством создания трамплейя. Его кажущаяся мягкой подушка, на которой еще осталась вмятина и складки от головы, недавно лежащей на ней, вовсе не мягкая, а хрупкий пластиковый пакет невозможно скомкать. Снимая слепки с обычных предметов, которые окружают нас повсюду и могут принадлежать вам или вашим друзьям, а может и вовсе незнакомым людям, а затем отливая их в прозрачном стекле и делая поверхность стекла матовой, художник создает иллюзию и одновременно превращает эти обычные предметы в обезличенные символы жизни обывателя, архетипы сегодняшнего мира.
Обращаясь в своих работах к монохромным решениям, Александра Ярмольник играет с ощущением нематериальности и призрачности. Ее декоративные панно, созданные в технике моллирования, превращаются в абстрактные композиции, сочетая в себе фрагменты зеркал и стекла бесконечно разнообразных фактур и разной степени прозрачности. А ее вазы, выполненные в гутной технике, обвитые тягучей стекольной нитью, предъявляют зрителю безграничную игру света и тени. В черно-белой гамме работает с литым стеклом Анна Третьяк. Столкновение реальности и абстракции, переходные состояния, лиминальные зоны и их соприкосновение с областями стабильности являются основными темами исследования художницы. В свою очередь, Елена Зайцман часто обращается к классической витражной технике Тиффани и характерным для нее насыщенным мажорным цветовым сочетаниям. Но ее объекты не стремятся остаться в плоскости, часто превращаясь в объемные световые скульптуры, являющие нам совершенно иную актуальную эстетику, основанную на неожиданных комбинациях цвета и форм стекла. Цвет лишает ее работы прозрачной эфемерности и наполняет объекты осязаемостью и материальным присутствием.
Скульптурные композиции Дарьи Болховитиной, в которых отсутствующие фрагменты реальной ветви заменены на идентичные, но отлитые из стекла, созвучны идеями постгуманизма, в которых природа и культура едины и постоянно взаимодействуют. К абстрактным, но вдохновленным природными формами можно отнести работы Овика Манукяна, Юлии Мерзликиной и Анастасии Панибратовой. Их стремление понять и воссоединиться с природой также гармонично укладывается в концепцию актуального на сегодняшний день тренда биофилии. В свою очередь, Александр Фокин и его дочь Таисия Фокина, представители стекольной династии из Никольска, который сегодня является одним из центров притяжения многих художников-стеклоделов, также работают с темой природы. Александр создает многоплановые объемные пейзажные композиции, гравируя на поверхности оптического стекла. А Таисия тяготеет к гутной технике, в ее фантазийных скульптурах угадываются природные формы, но собранные воедино, они являются воплощением фантазии автора.
Абсолютно самостоятельным поиском занимается в своем творчестве Ангелина Орлова. Ей нравится сочетать несочетаемое и играть с формами. Сочные по цвету, блестящие полировкой неопознанные объекты, которые создает Ангелина, немного абсурдны и напоминают одновременно детский конструктор и кондитерские изделия, но ни тем, ни другим не являются.
Невероятно актуально выглядят работы Милены Стрелковой, совмещающей стекло и металл. Ее авторское исследование полнится тревогами о хрупкости нашего мира и сложных отношениях между природой и человеком, а авторский миф населяют странные существа, вызванные к жизни техногенной катастрофой. Их сюрреалистичные тела из сплавленной серой стеклянной крошки, выполненные в технике pâte de verre, грациозно возвышаются на тонких металлических ногах, олицетворяя собой новую жизнь, рожденную из пепла. Совсем по-иному выглядит то же сочетание материалов у Светланы Евдокимовой, работающей в авторской технике и создающей скульптуры из железной проволоки и разноцветного стекла. Оба материала в объектах Евдокимовой — это поиск баланса брутального и изящного, воплощение дуализма мужского и женского начал, слияние бескомпромиссной маскулинности и чувственной женственности. Ее цветочные композиции привлекли внимание экспертов Венецианской недели стекла (Wenice Glass Week) и были представлены в экспозицую мэтров в Palazzo Loredan в 2023 году.
Часть выставки, расположенная в отдельном зале, посвящена эталонным образцам и творческим работам, созданным признанными старейшинами Гусевского Хрустального завода, такими как Адольф Курилов, Владимир Касаткин, Игорь Томский и художниками более молодого поколения: Натальей Любимовой, Александром Грызуновым, Светланой Березиной, Светланой Поповой и Ольгой Трейвас. Специальная экспозиция приурочена к 10-летнему юбилею возобновления работы и открытию нового цеха на территории завода и ставит совей целью продемонстрировать потенциал и преемственность традиций, мастерство и диалог между художниками старшего поколения и молодой сменой.
Для выставки были отобраны работы, наиболее репрезентативные для текущих исследований авторов, предлагающие зрителям не только результат работы, но и косвенно обзор процессов, происходящих сегодня в творческих мастерских Никольска, Гусь-Хрустального, Санкт-Петербурга, Москвы, Копенгагена и Тбилиси. Многие работы были созданы специально к открытию выставки и зрители увидят их впервые.
К выставке будет выпущен каталог.
Цитаты:
«Выставка «Степени прозрачности. Vitalité fragile» приглашает нас задуматься о моментах и состояниях, об условно красивом и нарочито безобразном. Стекло служит метафорой человеческого существования – хрупкого, изменчивого и столь постоянного в своей эфемерности, — рассказывает куратор Марина Ширская. — Из плотного, мощного, материального стекло, под воздействием главного источника жизни — солнечного света, легко превращается в почти невидимую, исчезающую, призрачную субстанцию. Метаморфозы создают впечатляющие иллюзии. Эти контрасты отражают основную концепцию выставки — призрачность и постоянные изменения, свойственные как стеклу, так и человеческому существованию».
«Выставка «Степени прозрачности. Vitalité fragile» представляет художников разных поколений, среди них есть именитые, состоявшиеся авторы, и молодые, недавние выпускники, за которыми будущее российского художественного стекла. Нам казалось важным инсценировать своеобразный диалог поколений, – говорит основатель галереи Heritage Кристина Краснянская. — Стекло, с его двойственной природой свободы и дисциплины, – материал невероятно требовательный. Работая со стеклом, невозможно не соблюдать правила игры, если их не соблюдать, результат будет плачевным, поэтому традиция всегда присутствует. Но нам интересно наблюдать, как предметы, создаваемые в рамках традиции, все же приобретают черты современной эстетики, как объекты становятся актуальными и понятными сегодняшнему зрителю. Очевидно, что это возможно только при условии, что сакральное впускает в себя нечто новое. Необходимо, с одной стороны, соблюдать правила игры, а с другой стороны, учиться их нарушать и изобретать новые правила. На экспозиции можно увидеть, как происходит этот диалог между поколениями и как молодые авторы используют прошлое как инструментарий для построения будущего».
Параллельная программа:
Выставка современного художественного стекла «Степени прозрачности. Vitalité fragile» в галерее Heritage — это первая выставка фестиваля GlassGlow, призванного начать серьезный разговор о состоянии стеклоделия в России сегодня. Организаторы стремятся привлечь внимание к проблемам современного стеклоделия и сделать подобные смотры регулярными. К фестивалю приурочена большая параллельная программа, предусматривающая сотрудничество с музеями, различные выставочные проекты, встречи с производителями, художниками, коллекционерами и представителями учебных институций, экскурсии на производство и лекции, посвященные современному художественному стеклу. Расписание мероприятий будет опубликовано на сайте галереи.
Художники, принимающие участие в выставке:
Мария Кошенкова, студия Fresh.Glass, Владимир Касаткин, Адольф Курилов, Александр Грызунов, Игорь Томский, Милена Стрелкова, Владимир Копейкин, Мария Пухова, Дарья Болховитина, Алёна Антонова, Юлия Мерзликина, Анатолий Журавлев, Александра Ярмольник, Ольга Трейвас, Анна Третьяк, Альфия Ширинская, Таисия Фокина, Александр Фокин, Овик Манукян, Лены Зайцман, Светлана Евдокимова, Анастасия Прибельская, Ангелина Орлова, Екатерина Иванова-Остапенко, Александра Пацаманюк, Анастасия Панибратова, Светлана Попова, Наталья Любимова, Анна Афиногентова.
О галерее:
Галерея Heritage была основана искусствоведом и коллекционером Кристиной Краснянской. С 2008 года галерея располагается в историческом центре Москвы, на улице Петровка, где ведёт активную выставочную деятельность, организовывает лекции, круглые столы, ужины коллекционеров. С 2011 года галерея успешно развивает такое направление, как collectable design, специализируясь на советском авторском дизайне 1920–1980 гг., а также коллекционном европейском и российском дизайне.
На счету галереи более 80 выставок, включая российские и международные музеи. Галерея также активно ведёт ярмарочную деятельность, участвуя в международных ярмарках таких, как BRAFA, Nomad, Salon Art + Design Fair (NY). Галерея Heritage является первой и единственной российской галереей, много лет представленной на арт-ярмарке Design Miami / Basel.
Галерея Heritage сотрудничает с Государственным музеем изобразительных искусств им А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской Галереей, Московским Музеем Современного Искусства, Музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Музеем искусства Модернизма коллекция Костаки (г. Салоники)
Куратор:
Марина Ширская — искусствовед, независимый куратор, лектор, MA Академии живописи, ваяния и зодчества им. Репина. Член экспертного совета ярмарки Sample, Триеннале текстиля в Царицыно и проекта «РБК Визионеры». Член экспертного совета Всероссийского музея декоративного искусства 2020-2023г. Куратор номинации «Студийный дизайн» Всероссийского конкурса предметного дизайна «Придумано и сделано в России». Автор многочисленных публикаций о коллекционном дизайне, прикладном искусстве, инновациях в области предметного дизайна и архитектуры.
Архитектор:
Нана Абдрашитова — театральный художник и сценограф, архитектор выставок, режиссёр. Работает также как художник по костюмам и график-иллюстратор. Окончила РУТИ (ГИТИС), факультет сценографии (мастерская С. М. Бархина), Высшие курсы сценаристов и режиссёров, специальность «режиссёр игрового и неигрового кино» (мастерская В. И. Хотиненко). С 2018 года по предложению ГМЗ «Царицыно» начала заниматься архитектурой и сценографией выставок, с 2019 года главный дизайнер выставочного отдела ГМЗ «Царицыно».
Попечители выставки:
Марина Добровинская – автор образовательных программ и издатель уникального путеводителя, посвященного мировым центрам искусства, коллекционер, в чью коллекцию входит более 400 предметов советского и российского художественного стекла, созданного в период с 1980-ых годов XX века до наших дней.
Елана Власова – искусствовед, эксперт в области российского художественного стекла, старший научный сотрудник Елагиноостровского дворца — музея стекла на Елагином острове в Санкт-Петербурге.
Галерея Heritage
Выставка «Степени прозрачности. Vitalité fragile»
Даты работы: 11 декабря 2024 – 28 февраля 2025
Куратор: Марина Ширская