Государственная Третьяковская галерея представляют выставочный проект, посвященный творчеству выдающегося художника, одного из кинетического искусства, Франциско Инфанте

Выставка Франциско инфанте «Метафоры бесконечности» — ретроспектива, демонстрирующая более чем шестидесятилетний творческий путь художника, автора объектов, инсталляций, произведений живописи и графики, создателя артефактов. В экспозиции представлено более 400 произведений из коллекции Третьяковской галереи и собрания автора, а также отдельные объекты, рисунки и эскизы из собраний музеев и частных собраний.

Насыщенная биография Франциско Инфанте представляет собой удивительный пример разнообразия практик, техник и форм искусства, но при этом все его творчество преследует одну, поставленную еще в юности задачу — «обозначить природу бесконечности окружающего мира». После окончания знаменитой Московской средней художественной школы и поступления в Строгановское

училище Инфанте сближается с кругом молодых кинетистов, образовавших «cодружество», получившее в 1964 году название группа «Движение». Причисляя себя к художникам, «исходящим из традиции русского авангарда», осознав, что искусство не обязательно должно воспроизводить образы реальности, Инфанте в качестве универсального визуального языка и способа познания мира выбирает геометрию. Уже в возрасте девятнадцати лет, художник создает одну из важнейших своих работ «Рождение вертикали», тогда же возникают множественные вариации «Спиралей», а спустя год – проекты первой кинетической конструкции. Стремление упорядочить, гармонизировать Космос привело вскоре к разработке многочисленных «Проектов реконструкции звездного неба» (1965). Все эти опыты, получившие воплощение в сериях рисунков, живописных работ на бумаге, объектах, нашли развитие в главном открытии Франциско Инфанте – изобретении нового, не поддающегося привычной классификации вида искусства – артефакта. Результатом «поисков точки взаимодействия» между ними и окружающим ландшафтом являются фотографии, предъявляющие зрителю «художественное событие» путем прямой его фиксации. Уже более пятидесяти лет Франциско Инфанте вместе со своей женой и соавтором Нонной Горюновой демонстрируют бесконечные возможности преобразования мира, не прибегая ни к каким коллажным или монтажным манипуляциям с изображением.

Экспозицию открывают собранные в грандиозную пространственную инсталляцию более двухсот «артефактов», начиная с вдохновленных одним из главных «собеседников» Инфанте Казимиром Малевичем первых опытов по соединению искусственного и природного начала в «Супрематических играх» 1968 года и заканчивая циклом «Интервалы», созданного летом 2024 года.

Отдельный зал представляет «Проекты реконструкции звездного неба» и новую версию инсталляции «Машина в лесу», впервые показанную в Третьяковской галерее на персональной выставке художника в 1992 году. Завершает экспозицию зал, в котором собраны кинетические объекты, живописные и графические работы 1960-х годов, а также уникальный «реквизит» – зеркальные конструкции 1970-х, бывшие инструментарием для создания артефактов из циклов «Жизнь треугольника», «Состояние круга», «Странствия квадрата» и «Зимний квадрат», «Игра жестов», «Очаги искривленного пространства». Отдельное место на выставке занимает архивный раздел, где представлены документальные фотографии, эскизы, письма, знакомящие зрителя с процессами разработки основных творческих изобретений художника и раскрывающие секреты создания артефактов.