Консолидация добросовестных частных вузов и вступление их в единую ассоциацию негосударственного сектора образования помогут наладить саморегуляцию отрасли, сообщил председатель правления Ассоциации негосударственного образования, ректор Университета «Синергия» Артём Васильев на II Форуме негосударственного образования.
«Негосударственный сектор часто обвиняют в коммерциализации образования. Но настоящая проблема не в платности, а в наличии игроков, которые видят в вузах лишь источник дохода, игнорируя качество. Я уверен, что исправить это можем только мы сами, взяв на себя ответственность за репутацию всего сектора», — отметил Васильев.
На пленарном заседании Форума он представил инструменты снижения недобросовестной конкуренции. Для вузов — членов ассоциации введут этические стандарты, а также независимый аудит качества каждые два года.
На основе данных Рособрнадзора и отзывов работодателей Ассоциация будет составлять рейтинги вузов.
Необходимо также создать рабочую группу по вопросам качества частного образования, состоящую из специалистов Рособрнадзора, Минобрнауки, Минпросвещения.
«К сожалению, не всегда участники (рынка частного образования — прим. ред.) поддерживают высокие стандарты качества. Меньше половины имеют лицензию. Аккредитацию получили не более 45% организаций», — сказала председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина.
Также, по её словам, у ряда частных образовательных организаций отсутствуют заявленные авторские методики и программы. Однако, как заявил Васильев, добросовестные игроки рынка не уступают в качестве государственным учебным заведениям.
«Качество у нас высокое, учиться порой сложнее, чем в государственных школах, вузах и колледжах. Могу привести много примеров: школа „Летово“, „Хорошкола“, „Т—университет“, IThub, „Синергия“, Московский финансово-юридический университет, Московский университет им. С. Ю. Витте. <…> Объединив усилия, единой ассоциацией мы сможем доказать обществу и государству, что негосударственное образование — не альтернатива, а необходимый элемент образовательной мозаики. Мы предлагаем скорость, инновации и клиентоориентированность, дополняя традиционную систему», — подчеркнул Васильев.
Он добавил, что частные вузы действуют как образовательные стартапы, внедряя изменения в разы быстрее, чем государственные университеты. Технологии позволяют повысить доступность образования для жителей удалённых регионов и людей с ОВЗ, а также сократить время освоения навыков.
Кроме того, тесное взаимодействие частных вузов с работодателями позволяет оперативно адаптировать обучение под потребности рынка труда.
«Гибкость, которая есть в системе негосударственного образования, очень часто позволяет пилотировать форматы и затем реализовывать их масштабно. <…> Если у нас возникают идеи, которые нужно апробировать быстро, то мы приходим в негосударственный университет», — отметила замминистра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова.
Частные вузы также вносят большой вклад в экспорт российского образования, вводя программы двойного диплома, привлекая иностранных студентов, развивая международный научный и культурный обмен.
Ассоциация негосударственного образования проводит II Форум негосударственного образования при поддержке Корпорации «Синергия». Он направлен на развитие и использование потенциала частного сегмента отрасли для реализации приоритетных задач государства в сферах образования и воспитания.