Центр визуальной культуры Béton отметит трехлетие своей деятельности

Центр визуальной культуры Béton отметит трехлетие своей деятельности в кинотеатре «Художественный» 10 апреля 2025 года. В рамках мероприятия состоится закрытый показ двух документальных фильмов: «Враг номер три» о непревзойденном мастере политических фотомонтажей Александре Житомирском и «Черкашины. Перформанс перестройки», рассказывающий о перформативном творчестве известных художников Валеры и Наташи Черкашиных. Гостей вечера также ждет концерт российской актрисы театра и кино Сабины Ахмедовой.

О фильмах показа 10 апреля

Враг номер три

2025 | Документальный | Россия

Режиссер: Владимир Сумашедов

Продюсеры: Ольга Мичи, Максим Ковешников, Светлана Игнатенко

Фильм основан на реальных событиях. Художник Александр Житомирский вошел в историю искусства как непревзойденный мастер политических фотомонтажей. В годы Второй мировой войны его работы печатались на листовках и сбрасывались с воздуха на немецкие войска. Листовки были мощным оружием контрпропаганды, а еще «пропуском в плен», который гарантировал жизнь и освобождение после войны.

Фильм рассказывает о выдающемся и незаслуженно забытом герое своего времени и становится размышлением над вечно актуальными вопросами. Может ли искусство быть оружием? Способно ли оно кого-то спасти? В чем вообще его сила? А главное, как, несмотря на все ужасы мира вокруг, сохранить в себе человека? И ответом на этот, самый главный вопрос может стать только одно — любовь.

Черкашины. Перформанс перестройки

2025 | Документальный | Россия

Режиссер: Владимир Сумашедов

Продюсеры: Ольга Мичи, Максим Ковешников, Светлана Игнатенко

Фильм «Черкашины. Перформанс перестройки» повествует о творчестве пары всемирно известных художников-перформансистов. В центре внимания серия перформансов Валеры и Наташи Черкашиных, которые они провели в начале 1990-х годов на станции московского метро «Площадь революции». Фоном и основным материалом для работы художников стал уникальный исторический контекст: страна, в которой они родились и выросли, стремительно уходила в прошлое, а вместе с ней уходили символы, герои и визуальная система целой эпохи.

Как на сломе эпох меняется восприятие информации и изображения? Как художники откликаются на эти изменения в своем творчестве? И почему именно перформанс становится главным средством выражения в 1990-е?

Помимо центральных героев, художников Валеры и Наташи Черкашиных, в фильме также принимают участие многие деятели искусства и эксперты, в частности искусствовед и куратор Ирина Горлова, заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, искусствовед и историк искусства Александра Шатских, телеведущий Сергей Шолохов, худрук Центра современного искусства имени Сергея Курёхина Анастасия Курёхина, фотограф Александр Тягны-Рядно и другие.

О ЦВК Béton

Центр визуальной культуры Béton открылся в апреле 2022 года на территории бывшей Голутвинской мануфактуры на Якиманской набережной.

Основное направление Центра — изучение, продвижение и развитие искусства фотографии, прежде всего авторских аутентичных снимков. Béton работает только с оригинальными арт-объектами и обладает уникальной коллекцией высококачественных отпечатков — от дагеротипов до произведений современных российских и зарубежных авторов, от фотографий 1840-х годов до работ, созданных с применением ИИ.

Деятельность ЦВК Béton также направлена на изучение и репрезентацию художественной фотографии в контексте современного искусства, поэтому, помимо фотографических произведений, его кураторы активно работают со скульптурой, арт-объектами, видеоинсталляциями, перформансами. За три года своей деятельности ЦВК Béton провел более 100 образовательных программ, 17 выставочных проектов на основной площадке в Москве и 13 выездных выставок, в том числе на площадках Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и его филиала в Екатеринбурге — «Эрмитаж — Урал».

Кроме того, ЦВК Béton занимается фундаментальными исследованиями и публикацией истории русской фотографии и созданием документальных фильмов, посвященных творчеству современных авторов.