В жизни проекта, который с 1996 года объединяет ведущие отечественные и зарубежные антикварные галереи и частные коллекции, наступает новый этап. С 20 по 28 октября Салон в последний раз в своей истории будет проходить в стенах ЦДХ на Крымском Валу, подводя таким образом своего рода промежуточный итог 22-летнего периода.
Начиная с 2019 года выставочные проекты, связанные с классическим искусством, – Russian Art & Antique Fair, Антикварная ярмарка и Российский Антикварный Салон – будут проходить на других площадках: в ЦВЗ «Манеж» и в выставочном центре «Гостиный двор». .
Этой осенью гости Салона смогут посетить стенды 267 участников – российских галерей и частных коллекций из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Перми, Самары, Саратова, Севастополя, Челябинска, а также зарубежных участников из Германии, Италии, США, Франции, Армении и Беларуси. На их стендах будет представлен весь спектр жанров антикварного искусства: живопись западноевропейских старых мастеров и полотна отечественной реалистической школы, ювелирные изделия, предметы декоративно-прикладного искусства, западноевропейский, императорский и советский фарфор, памятники иконописи, скульптуры, библиографические редкости, антикварная мебель и многое другое.
Посетители Салона смогут увидеть картины великих русских художников – «Портрет графа Рибопьера Александра Ивановича» К.П. Брюллова (1829 г.), «По грибы» И.И. Шишкина (1874 г.), «Портрет актера В.В. Самойлова» (1886 г.) и «Обнаженная модель (портрет М.Я. Хлопушкиной)» (первая четверть ХХ в.) кисти И.Е. Репина, «Баштан» (1882 г.) В.Е. Маковского, «Река в ущелье» (1886 г.) Л.Ф. Лагорио, «Пейзаж с храмом» (1890-1900-е гг.) К.А. Коровина, «Пейзаж с радугой» (середина 1900-х гг.) Н.С. Гончаровой, «Садовая калитка» (начало 1900-х гг.) М.Ф. Ларионова, «Интерьер с портнерами (1900 г.) В.Э. Борисова-Мусатова, «Портрет жены художника» (1890-е гг.) А.Я. Головина, «Мост через реку» (1913 г.) О.В. Розановой, «Кавказ. Горцы, переправляющиеся через реку» (вторая половина 1910-х гг.) Ф.А. Рубо, «Кафе» (1927-1928 гг.) А.М. Ланского и другие выдающиеся работы. На Салоне будет представлен также «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1740-е гг.) кисти Георга Кристофа Гроота – немецкого живописца, ставшего живописцем Высочайшего двора и до конца жизни остававшегося в Санкт-Петербурге.
Среди произведений декоративно-прикладного искусства выделяются изысканные изделия из серебра с хрусталем ювелирных домов К. Фаберже, К. Болин, И. Хлебникова, Ф. Лорие, О. Курлюкова, Н. Немирова-Колодкина, Сазиковых и других выдающихся ювелиров и серебряников, многие из которых были удостоены высокого звания Поставщиков Высочайшего Двора. Кроме того, обращают на себя внимание скульптура «Скачки с препятствиями» Е.А. Лансере (1882 г.), парные фигуры «Садовники» из мейсенского фарфора (вторая половина XIX в.), ваза «Гусляр» работы мастера М. Соколовского (1908 – 1917 гг.), предметы мебели XVIII-XIX столетий и изысканные украшения работы итальянских, французских и российских ювелиров.
Специальная экспозиция салона 44 Российского антикварного салона – «Нэцкэ сквозь три столетия»
В экспозиции, приуроченной к году Японии в России, будут представлены произведения великих резчиков, чьи имена известны не только глубоким знатокам японского искусства, но и широкой публике – Томотада, Окатомо, Мицухиро и других прославленных мастеров-нэцукэси.
Экспозиция позволит зрителю проследить историю эволюции нэцкэ – его зарождение в конце XVII столетия, расцвет XVIII-XIX веков и окончательную трансформацию в XX веке в самостоятельное направление искусства. Многие из представленных нэцкэ экспонировались для широкой публики на выставке в Государственном Эрмитаже в 2016 году, в Москве же подобная экспозиция будет организована впервые.
Искусство нэцкэ – настоящая магия. Волшебство, которые мы можем увидеть воочию. Как с помощью нескольких ударов резцом мастеру удается создать объемный и глубокий образ? Передать эмоцию? Рассказать целую историю? Уникальные ценности из частных коллекций дадут гостям Салона возможность соприкоснуться с многогранным японским искусством и культурой.
Нэцкэ – уникальное явление культуры Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603–1868 гг.). Из предметов сугубо утилитарных, служивших для крепления необходимых мелочей на поясе, нэцкэ в XVIII веке превратились в настоящие произведения искусства, украшавшие костюмы самураев и богатых горожан, а во второй половине XIX века покорившие сердца европейских коллекционеров.
С большой определенностью можно судить об особенностях развития искусства нэцкэ в XVIII веке, на протяжении которого изготовление поясных противовесов прошло сложный путь от ремесленного производства к авторскому творчеству, от использования заимствованных форм к появлению новых типов фигурок и к самобытным трактовкам аутентичных сюжетов. В этот период сформировались региональные центры резьбы миниатюрной скульптуры со своими предпочтениями в выборе материалов и характерными только для них стилистическими тенденциями.
В XVIII – XIX вв. резьба нэцкэ достигает подлинного расцвета и превращается в самостоятельный вид творчества. В этот период активно развиваются специализированные школы, отличающиеся по стилю и технике резьбы. Благодаря высочайшему мастерству и профессионализму художников, нэцкэ начинают ценить не только как красивую ремесленную поделку, но и как произведение искусства. Миниатюрные скульптуры с бесконечным разнообразием сюжетов и композиций становятся предметом коллекционирования.
Новый расцвет приходится на конец 1950-х – начало 1960-х годов, когда работы современных мастеров получают большой интерес среди коллекционеров. Существование разнообразных школ резьбы нэцкэ, свобода в выборе сюжетов, стилистических направлений и технических приемов, – все это привело к появлению новых качеств в композиционном и пластическом решении миниатюрных скульптур.
Резные фигурки – нэцкэ прошли большой путь от функционально-декоративной детали костюма до высоко ценимых произведений искусства. Сегодня эти шедевры художественного мастерства являются гордостью крупнейших музеев мира, а известные аукционные дома выставляют как коллекции нэцкэ, так и единичные находки в качестве ведущих лотов.
В экспозиции «Нэцкэ сквозь три столетия» будут представлены около 250 произведений XVII – XX столетий.
Время работы 44 Российского Антикварного Салона:
20 октября: с 16:00 до 21:00
21 – 28 октября: с 12:00 до 20:00