«Амадей» возвращается!

На сцене театра «У Никитских ворот» народный артист РФ Марк Розовский осуществляет постановку знаменитой пьесы П. Шеффера. Спектакль посвящается памяти выдающегося актера современности, народного артиста СССР Олега Табакова.

Пьеса «Амадей» — одна из «жемчужин» мировой драматургии 20 века. В 1983 году Марк Розовский по предложению Олега Николаевича Ефремова поставил её во МХАТе. На роль композитора Антонио Сальери был приглашен Олег Павлович Табаков.

В новой версии спектакля Марк Розовский решил сохранить эстетику и атмосферу постановки 1980-х годов. С этим связан выбор сценографа — известного театрального художника Аллы Коженковой, создававшей в свое время декорации знаменитого мхатовского спектакля. Она является автором сценографии и костюмов более чем к 400 спектаклям разных жанров, поставленным в России и за рубежом.

Новую работу Марка Розовского ни в коей мере нельзя назвать повторением легендарной постановки. Знатоки театра смогут увидеть, насколько отличаются два «Амадея», между постановками которых лежат 37 лет. Не существует более страны, в которой был поставлен первый спектакль. Жизнь стала более динамичной, прагматичной, жесткой. Кажется, подверглась изменениям вся шкала жизненных ценностей. И сегодня задача режиссера-постановщика – обратить внимание зрителей на неизменность понятий добра и зла, показать современный взгляд на вечный конфликт моцартианства и сальеризма. Вопросы, которые ставит перед зрителями спектакль, актуальны и важны для людей всех возрастов, особенно для молодежи, выбирающей свой жизненный путь.

Одним из главных героев постановки является музыка, которая станет весомым аргументом в споре посредственности и гениальности. Можно будет услышать произведения и Моцарта, и Сальери! В масштабном музыкальном спектакле занята значительная часть труппы театра. В роли Сальери выступит ведущий актер театра, заслуженный артист РФ Александр Масалов.

О.П. Табаков впервые вышел на подмостки прославленного МХАТа именно в роли Сальери, и его появление оказалось судьбоносным. Более 30 лет Олег Табаков бессменно блистал в роли Сальери на сцене театра, художественным руководителем которого и стал впоследствии. Образ, созданный актером, без сомнения, вошел в «золотой фонд» российского театра. 12 марта в России вспоминают Олега Табакова. Премьера спектакля «Амадей» станет данью памяти великого артиста.

Марк Розовский о спектакле:

«Эта пьеса грандиозна своей темой и формой. Она не похожа на великий пушкинский текст – хотя бы потому, что маленькая трагедия Пушкина написана стихами и являет собой блистательную в своей простоте фантазию поэтического театра. Но «Амадей» — в русле пушкинского осознания моцартианства как абсолютной свободы духа.

Питер Шеффер – драматург ХХ века – и, конечно же, его право рассказать легенду о жизни и смерти Моцарта своими словами так же неоспоримо. Главное, что нам предстоит понять, — это то, что Моцарт в «Амадее» не есть подлинный, реально существовавший гений, а Моцарт глазами Сальери, то есть увиденный косым, искажающим взглядом завистника и негодяя.

Наш спектакль – это своеобразный Театр Сальери, со всеми вытекающими отсюда решениями: любимец Бога выглядит то наглецом, то грешником, потому что Сальери хочет, чтоб он так выглядел. Споря с Моцартом, Сальери страдает, но мы сострадаем не ему, а Амадею. Моцартианство – это способ жить и творить. Сальеризм – способ творить без жизни.

Мощь полетного искусства Моцарта в его беззащитности перед злом, в пренебрежении карьерой. Моцарт – это свобода с ее неуправляемостью и неуемностью, алогичностью и искрометностью созидания.

Художник и Бог, Художник и власть, Художник и безликие. Художник и слава… Как жить творцу, если жить не на что? Как веселье и праздник, сочность и чувственность жизни превращают «гуляку праздного» в автора «Реквиема»?

Вся прелесть Моцарта в его «anima allegro» — то есть в состоянии «внутреннего ликования» (термин комедии «дель арте»), позволяющем импровизировать музыку жизни и любви к ней. Лично я жизнь люблю больше, чем искусство. В том числе свое. Советую вам того же. Только в этом случае мы станем чуточку Моцартом. И только в этом случае мы перестанем быть Сальери. Полностью».