11 марта 2025 года в Кремлёвском Дворце состоялся большой юбилейный концерт Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова.
Коллектив выступил с программой «Танцы народов мира». Зрители смогли насладиться неповторимым колоритом и красотой народных танцев разных стран — испанским, казахским, хорезмским, аргентинским, китайским танцами и другими яркими хореографическими композициями.
Также была представлена и классика башкирской хореографии – «Гульназира», «Семь девушек», «Северные амуры», «Проказницы» и другие танцы из золотого фонда наследия Файзи Гаскарова. Особенным украшением вечера стали хореографические композиции, посвященные 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Башкирский государственный ансамбль танца – один из ведущих профессиональных танцевальных коллективов России. Созданный учеником великого мэтра хореографии Игоря Моисеева – Файзи Адгамовичем Гаскаровым – ансамбль является визитной карточкой хореографического творчества Башкортостана.
Ф. Гаскаров – тонкий и глубокий художник, безошибочно разглядел национальную суть башкирского танца, сделал его близким и понятным людям разных национальностей. Опираясь на народное творчество, он создал уникальный художественный метод обработки фольклора с позиции профессионального искусства. Его первые постановки разнообразные по жанрам и формам, названы именами башкирских девушек «Загида», «Зарифа», «Гульназира»; танец-легенда «Семь девушек», композиции: «Три брата», «Жених», «Проказницы», «Северные амуры» и многие другие. С этими постановками связаны первые громкие успехи ансамбля. Победы на всесоюзных, международных конкурсах и фестивалях, золотые и серебряные медали, всемирное признание.
Годы выступлений позволили сформировать коллективу свой неповторимый гаскаровский стиль, особую пластику движений. Это настоящий театр танца, сохраняющий творческое наследие и уникальный стиль Гаскарова, достижения и опыт, накопленный за всю его историю. На протяжении 85 лет ансамбль имени Файзи Гаскарова бережно сохраняет традиции башкирского народа, представляя зрителю широкую палитру танцев многих народов мира и России.
В гербовом фойе Кремлёвского дворца была организована масштабная выставка, которая познакомила зрителей концерта с башкирской культурой.
Особое место в экспозиции заняли уникальные старинные украшений к танцам из репертуара ансамбля – пояса к танцам «Охотник» и «Медный каблук», одиннадцать уникальных женских нагрудных украшений к башкирскому старинному танцу с ведром, поставленному свыше 60 лет назад, и головной убор кашмау к лирическому танцу «Загида». Предметы башкирского традиционного костюма, представленные в экспозиции, украшены старинными монетами, кораллами, вышивкой и камнями. Каждое из украшений уникально и не повторяет другое по своему рисунку и оформлению.
Под завораживающие мелодии курая – музыкального инструмента башкир – каждый желающий смог ощутить тепло и уют башкирской юрты. В фойе работала фотозона, где можно было примерить национальную одежду и сделать памятные фото.

Ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова представил также театрально-хореографическую сюиту «Во имя жизни».
Артисты представили первую в России танцевально-хореографическую постановку, посвященную участникам СВО и передающую переживание целого народа о тех, чьи жизни и судьбы затронула война.
Автор идеи и постановщик — директор ансамбля, заслуженный артист Республики Башкортостан Назир Байзигитов, сопостановщик – Константин Диденко (Москва), композитор – заведующий музыкальной частью ансамбля Раиль Мурсалимов.
«Идея постановки пришла во время моей поездки в Луганскую область в сентябре 2023 года: тогда я передал нашим землякам-военнослужащим автомобиль от имени ансамбля. В октябре мы с гаскаровцами побывали с гастролями в городах Запорожья Бердянске и Мелитополе, а также в подшефном городе Республики Башкортостан — Красном Луче в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации по программе «Мы — Россия», реализуемой ФГБУК РОСКОНЦЕРТ. Тогда я много общался с нашими бойцами, они делились своими историями, мыслями. Я проникся духом единства ребят. Друг поделился историей о том, как он сообщил семье о решении идти добровольцем: «Было непросто, но песня, которая зазвучала в момент нашего разговора и её слова помогли нам понять друг друга!» – сказал он. После этих историй у меня зародилась мысль о музыкальной составляющей, мотив мелодии», — рассказал Назир Байзигитов.
Сюжет хореографического произведения трогает сердца людей многих поколений. В начальной сцене композиции женщины плетут маскировочные сети для солдат. Их охватывают воспоминания и чувства волнения, веры и любви, затем они вновь возвращаются к работе. На фоне тревожной музыки появляются бойцы, идущие в наступление. Проносится взрыв. Бойцов приводят в чувства любящие их женщины: белыми платками, будто ангелы, они возвращают мужчин к жизни. Платок здесь — символ защиты, преданности и любви.
«Во время работы над постановкой я говорил ребятам, что это не танец и не хореография, это — эмоциональное состояние целого народа. Надеюсь, эта композиция будет принята и понята и юными зрителями, и старшим поколением», — поделился Константин Диденко.
Раиль Мурсалимов, создавший музыку для театрально-хореографической сюиты, рассказал, что она должна была стать отражением трудностей, с которыми сталкиваются бойцы, тяжелых мыслей, с которыми они живут и переживаний каждой семьи за своих сыновей, мужей и отцов.
«Я считаю, эта хореографическая постановка передает боль всей страны без слов», — отметил Раиль Мурсалимов.
По словам самих артистов, они прониклись идеей сюиты. Она особенно трогает, поскольку сюжет описывает события настоящего: это не память о прошлом, а наша сегодняшняя реальность.
Финальная сцена сюиты не оставило равнодушным никого. После возвращения солдат и воссоединения любящих людей, появляется девушка, которая ищет среди бойцов своего любимого. Он немного задержался, но вернулся живым и невредимым: произошла долгожданная встреча. Рождается новая семья.
Финал сюиты дает каждому зрителю надежду и веру в лучшее, веру в жизнь. Тяжелое ожидание обязательно сменится счастьем.

«Премьера в Москве танца, который посвящен СВО, это очень душевная, тонкая постановка», – делится впечатлениями министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова.
Фото предоставлены организатором