Аукционный дом Sotheby’s представляет выставку «Шедевры русского искусства на осенних аукционах Sotheby’s»

1-2 ноября в рамках торжественных мероприятий, посвященных 10-летнему юбилею московского офиса Sotheby′s, 35 работ, отобранных для предстоящих торгов русского искусства на аукцион в Лондоне 28 ноября, были представлены  на выставке в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. Судьба картин оставалась неизвестной в течение нескольких поколений.

Sotheby’s отказался на этот раз от своего фирменного синего цвета, хотя обычно на любой выставке этого аукционного дома строят специальные перегородки, обтянутые синей тканью, и уже на этом фоне демонстрируют произведения искусств. Здесь сознательно выбран радикальный революционный красный. Ведь 2017 год – 100-летний юбилей Октябрьской революции.

На протяжении двух дней, можно было увидеть 35 произведений c ноябрьских торгов русской живописи и аукциона «Искусство Советского Союза». Среди лотов, доступных для открытого просмотра, картины Ивана Айвазовского, Константина Сомова, Ивана Похитонова, Серафимы Рянгиной, Льва Баксты, Александра Яковлева, Зинаиды Серебряковой, Семена Файбисовича, Гриши Брускина и Таира Салахова и др.

В центре внимания, несомненно, была картина Николая Фешина из собрания калифорнийского Художественного музея Сан-Диего. Портрет ученицы Фешина, художницы и мецената Надежды Сапожниковой, оценивается в £1,2–1,8 млн.

На картине 1908 года изображена  ученица и, возможно, возлюбленная Фешина. В тот год он окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге и вернулся в родную Казань, заняв должность преподавателя живописи и рисунка в местной художественной школе. Надежда Сапожникова происходила из богатой казанской купеческой семьи, была покровительницей художника и преданной покупательницей его работ. Именно этот портрет вместе с еще одной картиной сам Фешин отобрал для своего дебюта 1910 года в США, когда его работы демонстрировались в Питсбурге наряду с произведениями Камиля Писсарро и Альфреда Сислея.

На предаукционном показе в Москве представлена также коллекция из 13 живописных и графических работ Александры Экстер, созданных ею в Париже в 1930-е годы. Все произведения принадлежат потомкам предпринимателя Инно Эзратти, с которым художница познакомилась после своего переезда во Францию. Сперва он брал у нее уроки живописи, а во время немецкой оккупации Экстер укрывала еврея Эзратти, спасая его от угрозы ареста и последующей отправки в лагерь смерти. После войны уже он помогал пожилой и одинокой художнице: покупал ее работы, нашел ей студию в Париже. Экстер назначила его исполнителем своего завещания и оставила ему несколько своих произведений. Теперь наследники Эзратти приняли решение продать собрание из 14 вещей (13 работ и книга). Это декоративные композиции, мало чем напоминающие ранние абстракции Экстер: натюрморт, карнавальные шествия, театрализованные действа в фантазийных архитектурных декорациях.

Есть на выставке и обязательная русская классика: небольшая картина «Отплытие корабля» Ивана Айвазовского (£80–120 тыс.), «Две девочки с яблоками и грушами» Алексея Харламова (£350–450 тыс.), «Деревенские дети» Константина Маковского (£80–120 тыс.), миниатюрно выписанный зимний пейзаж Ивана Похитонова (£100–150 тыс.), эскизы Льва Бакста, «Спящая дама» 1923 года Константина Сомова (£120–180 тыс.), а также портрет сына Александра кисти Зинаиды Серебряковой.

 

 

 

 

 

Что касается аукциона советского искусства, то как раз главных его героев — «Шахтера» Александра Дейнеки, «Партийное собрание на фабрике» Георгия Рублева и «Натюрморт с цветами» Александра Герасимова — в Москву не привезли. Как объяснил глава отдела русской живописи Sotheby’s Рето Барметтлер, это связано с логистическими сложностями. Все три работы, на выставке они представлены большими репродукциями, происходят из знаменитой американской коллекции Реймонда и Сьюзан Джонсон. В конце 1980-х, еще на закате СССР, Реймонд Джонсон начал собирать произведения советских художников и в результате стал обладателем крупнейшей зарубежной коллекции соцреализма и искусства советской эпохи. Впоследствии он основал частный Музей русского искусства в Миннеаполисе, а теперь готов расстаться с некоторыми произведениями из своего собрания.

Картина «Шахтер»  (1925 г.) Александра Дейнека самый дорогой лот — £3.5 – 4.0 млн.

Это работа – фрагмент картины «В забое» (в штреке) 1925 года, созданный художником после поездки на угольные шахты в Донбассе по заданию издания  «Безбожник у станка». Монументальное полотно было выставлено в Москве в 1925 году на первой выставке Общества художников-станковистов. Неизвестно, почему после успешного показа Дейнека решил разделить композиццию, из изображенных трех шахтеров, работающих в тесном и слабо освещенном забое, сохранилась только эта фигура. Картина, получившая название  «Шахтер», оставалась в мастерской Дейнеки до конца его жизни.

Можно было увидеть «Крыши в Гранаде» Таира Салахова (£30–50 тыс.) и дачную сцену Андрея Мыльникова (£30–50 тыс.). Из других собраний представлены «Рабочие» 1930 года Серафимы Рянгиной (картина, принимавшая участие в Венецианской биеннале 1932 года, оценена в £100–150 тыс.), а также «Лунный свет» 1982 года Гриши Брускина (£25–35 тыс.) и, практически манифест перестройки, «Портрет Горбачева» 1989 года кисти Семена Файбисовича (£40–50 тыс.). Советский лидер уверенным шагом направляется в будущее, оставляя далеко позади русскую деревню и родные просторы с куполами и колокольней на горизонте.

Уже в конце ноября полотна превратятся из выставочных экспонатов в лоты на лондонском аукционе и никогда больше не соберутся вместе.