Эксперты TEDх NastavnicheskyLane рассказывают: как учителю быть услышанным

Высокая четкость и громкость голоса педагога, а также правильно расставленные акценты в речи напрямую влияют на качество усвоения материала учениками – подтверждают исследования. Именно поэтому управление голосом – это такой же важный инструмент преподавания, как и компетенции педагога. Мы поговорили с экспертом TEDх о том, что делать, чтобы ученики лучше слышали и воспринимали информацию.

Сохраняйте нужную громкость

«Беспокоиться перед началом выступления – нормально, особенно, если перед вами новые люди – независимо, взрослые или дети.  – комментирует продюсер проекта TEDxNastavnicheskyLane, Валерия Лопырева. – Первое, к чему приводит волнение снижение  громкости речи.  И в большинстве случаев аудитория не готова прислушиваться – «тихий» докладчик, пусть и очень знающий, уже через несколько минут сталкивается с гулом в зале или раздражением на лицах».

  1. Профессиональные спикеры советуют проводить с собой быстрый, но эффективный внутренний диалог: мой естественный голос звучит слишком мягко, на время выступления я сделаю его громче, несмотря на сигналы тела.
  2. Не говорите для первого ряда! Исследования подтверждают, что для эффективной коммуникации необходимо определить точку воздействия (например, последний ряд парт) и нацелиться на 20% дальше нее.
  3. Подключите воображение: если вы читаете лекцию на группу из 50 человек, то представьте, что их 100 и скорректируйте свою громкость.

Заботьтесь о голосе

Несмотря на то, что голос и речь – нематериальны, это один из профессиональных инструментов педагога. Любой специалист, говорящий более 4 часов в день, оказывается в зоне риска по здоровью голосового аппарата.

Что же рекомендуют  врачи?

  1. Пить много жидкости – она помогает поддерживать увлажненность и правильное функционирование голосовых связок, минимизируя риск травм.
  2. Если чувствуете охриплость или дискомфорт в горле – переключите класс на форматы работы, где вы говорите меньше. Не форсируйте связки и не говорите шепотом – шепот дает на связки еще большую нагрузку, чем говорение.
  3. Используйте безрецептурные препараты, специально созданные для восстановления здоровья связок и устранения охриплости, например, Гомеовокс. Его также рекомендуют фониатры для профилактики голосовых нарушений – накануне выступлений.
  4. Если к обычной охриплости добавляется и саднящая боль в горле, то вам могут дополнительно пригодиться антисептические средства – отвары на основе ромашки. Та же функция у леденцов – они не вылечат связки, но смогут снизить болезненные ощущения в горле.

Используйте язык тела

Чтобы стать услышанными учениками, важно добавлять язык … тела! Наша невербалика может нести до 50% информации! А зрительный контакт с учащимися демонстрирует вашу поддержку и внимание.

«Зрительный контакт очень важен, поскольку он способен стимулировать вовлеченность слушателей. Для этого лучше заранее подготовиться к лекции, чтобы не отвлекаться на заметки, а качественно взаимодействовать с аудиторией. – комментирует Валерия Лопырева. – Это также вам позволит проявить себя как человека, хорошо знающего материал».

Помимо этого, использование жестов повышает интерактивность урока, привлекая интерес учащихся. Чаще улыбайтесь, кивайте, двигайтесь по классу и визуализируйте сказанное движением рук.

Умение выстроить правильную коммуникацию со слушателями – важнейший навык для учителя. Хорошо настроенный голос – часть этого умения, позволяющая любому педагогу добиваться прекрасных учебных результатов.