Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» : Выставки «Сотворение мифа» и «Связь миров»

Проект «СОТВОРЕНИЕ МИФА» в пространстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» объединяет более восьмидесяти художников и представляет исследование мифотворчества как акта создания новой реальности. Каждый из участников выставки создает свой миф — и одновременно мир, прибегая к различным техникам, будь то живопись, графика, скульптура, медиа-арт или инсталляция. Выставка демонстрирует полифонический диалог мифологий авторов разных поколений. В экспозицию вошли произведения художников, ставших классиками современного искусства, таких как Илья Кабаков, Константин Звездочётов, Никола Самонов, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Егор Остров, Ольга Тобрелутс, Аркадий Насонов, Айдан Салахова, Владимир Дубосарский, Андрей Хлобыстин, Иван Разумов, которые взаимодействуют с работами более молодого поколения авторов, среди них Егор Кошелев, Иван Плющ, Даниил Архипенко, Наталья Гудович, Ирина Петракова, Торнике Бенделиани, Анна Лапшинова, Ирина Дрозд, Кирилл Манчунский, Настя Антипова, Вова Перкин, Элене Метревели и многие другие.

Миф — глубинный источник человеческой культуры, связывающий воедино искусство, религию и философию. Озарения первооткрывателей, видение будущего, альтернативные миры, вспышками врывающиеся в наш сон, — все это изначально зарождается в «магическом круге» мифа. Фантазии, химеры, ужасы и иллюзии — во сне, средь бела дня или в состоянии безумия — приходят из бессознательного, из неизведанных глубин, в которые социальное сознательное боится спускаться.

Вова Перкин « Последнее сохранение» _ “Last save”

Миф есть слово. Слово чудесное, развернувшееся до истории со своими правилами и героями. Слово успокоительное: миф — это ответ на вопрос еще до того, как этот вопрос задали. Слово понятное, данное человеку в конкретно-образной форме. Это не сказки древних народов, не анахронизм в эпоху постинтернета, но слово, рассказанное автором здесь-и-сейчас. Мифотворчество никогда не увядало — во все времена и при любых обстоятельствах.

Мифотворчество — многократно повторяющийся, личный акт свободной воли художника. Творение мифа — всегда творение мира, мира, свободного от условий, заданных не тобой. Творение мифа подобно сну: здесь символ властвует над знаком, ирреальность — над физическими законами, а не изгнанные образы детства — над логическими взаимосвязями.

«Миф нужно смотреть во сне», — фраза Карла Юнга, которая в контексте выставки не просто фигура речи, но акт творческой психотерапии, призванный вернуть художнику систему понятной многообразной реальности, в которой есть место символу, личной истории и интуитивному схватыванию узнаваемых сюжетов зрителем на уровне бессознательного.

Андрей Помулев « МОНОМАУС

В условиях информационного навала побег из неудобной действительности невозможен уже потому, что бежать неоткуда. Единой реальности больше нет. Причиной всему — концептуальный язык современного искусства, который, захватив все сферы жизни, нарочито усложнил доступ человека к смыслу: материя последовательно отделялась от образности, слово — от вещи, смысл — от знака. Расщепленный язык искусства заменил собой подлинную реальность. Содержание устранилось формой. Целостность заместилась фрагментарностью. Пребывая в пространстве такого языка, почва уходит из-под ног. Непрозрачность современного слова делает речь плоской, а метафору и символ — лишь стилистической фигурой.

Личное мифотворчество становится для искусства единственной возможностью выйти за пределы мира, где нет метафоры. Связывая между собой разноуровневые фокусы восприятия, метафора выступает актом поэтической терапии, проводником между личным опытом и коллективным бессознательным. Возвращая метафору в художественный текст собственного мифа, автор становится своего рода демиургом. Почти все художники создают свой собственный символический язык, но не все творят свой миф. http://www.ekaterina-foundation.ru/

Сотворенные каждым из представленных художников миры, будь то фантастические ландшафты, населенные необычными существами, или абстрактные пространства, наполненные еле уловимыми смыслами, расширяют личное до универсального, и наоборот. Выстраивая собственную мифологическую систему, автор, с одной стороны, создает понятный для себя мир, расшифровывая часть запутанной реальности, с другой — метафорически присваивает реальность, возвращая ее субъекту. Сотворение мифа — не просто создание альтернативных художественных вселенных, но появление миров, в которых все внутренние проблемы решены, а спокойствие — необходимый фундамент.

Продюсерская группа проекта: Untitled Foundation, самоорганизация художников AIDAN STUDIO, академия креативных компетенций ARCUS. Проект организован при поддержке рекрутингового агентства «Руспартнерс», лично Дины Акимовой, «ЛКА-инжиниринг», в частности Антона Жидовских, а также Веры Барановой.

Особая благодарность Музею Новой академии в Санкт-Петербурге и лично Марии Новиковой[1]Савельевой, Санкт-Петербургской Новой академии, галерее Марины Гисич, Vladey, pop/off/art Gallery, Галерее 11.12, Anna Nova gallery, Pogodina gallery, Artzip, Evdokimov gallery, «Е.К.АртБюро», FINEART gallery, Галерее Тотибадзе, Алексею Бокову.

Информационный партнер проекта: журнал «Москвичка».

Технологический партнер проекта: приложение ArtCracker.

Организатор: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

Даты проведения выставки: 20 сентября — 17 ноября 2024 года

Ежедневно c 11:00 до 20:00 (понедельник — выходной день)

Место проведения: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» Адрес: Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 21/5

Возрастное ограничение: 18+