Пассажиры МЦК стали «качать» ежедневно на 35% больше данных, наиболее активно – в дни футбольных матчей, ближе к концу рабочей недели и на станции «Дубровка». К таким выводам пришли аналитики столичного «МегаФона», изучив динамику мобильного трафика на Московском центральном кольце.
Про футбол, сезонный дриблинг трафика и выходные в аутсайдерах
За год1 среднесуточный мобильный трафик на Московском центральном кольце вырос на 35%, однако рост в течение года носил непоследовательный характер. Так, с начала мая фиксировалась непрерывная восходящая динамика, сохранившаяся и в период проведения Чемпионата мира по футболу (стадионы «Лужники» и «Открытие Арена», принимавшие матчи мундиаля, расположены вблизи станций МЦК, а для болельщиков был организован бесплатный проезд на общественном транспорте). Однако к середине лета она сменилась сезонным снижением, которое продолжалось до первых чисел августа. За ним вновь последовал рост и выход на пиковые показатели в конце октября и начале декабря 2018 года, когда на столицу обрушились снегопады, побудившие москвичей сменить личный транспорт на общественный. Но начало нового года ознаменовалось очередным «затишьем», причем весьма показательным – на уровне весны 2018 года.
Самым «качающим» днем на МЦК стало 12 декабря 2018 года, когда объем трафика превысил средний дневной показатель в 1,4 раза. Интересно, что пик пользовательской активности не совпадает с пиком суточного пассажиропотока, зафиксированного на МЦК 7 ноября 2018 года, в день матча Лиги Чемпионов между ЦСКА и «Ромой» на стадионе «Лужники». В рейтинге «качающих» дат «МегаФона» этот день занимает лишь 12 место.
Сезонные пики пришлись на 23 февраля (День защитника Отечества), 14 июня (матч открытия Чемпионата мира по футболу в «Лужниках») и 1 ноября (матч «Спартак» – «Анжи» на стадионе «Открытие Арена»). Минимальные показатели зафиксированы 8 и 15 апреля, а также 2 мая.
Помимо сезонных колебаний и изменений, вызванных событийными факторами, для мобильного трафика характерна динамика в течение недели. С понедельника по среду фиксируется последовательный рост, а максимальный показатель достигается в четверг, за чем следует небольшое снижение. При этом самыми «тихими» днями являются суббота и воскресенье.
«Дубровка» качает
Среди станций «кольца» самой активной по потреблению трафика за год стала «Дубровка», генерирующая 353,7 ТБ данных (7,2% от общего объема передачи данных на МЦК). Чуть меньше трафика «качает» «Шоссе Энтузиастов» – 304 ТБ. Соседи «Площадь Гагарина», «Кутузовская» и «Лужники» образуют в топ-5 своеобразный юго-западный кластер, где на каждую станцию приходится от 250 до 300 ТБ (5-6%). Доли же большинства станций не превышают 5%, а в случае с рядом платформ, не имеющих «закрытых» пересадок на метро, и вовсе составляет менее 2%. Впрочем, от лидера трафикогенерации, «Дубровки», метро также значительно удалено.
Топ-10 станций-лидеров по объему передачи данных на МЦК
Станция МЦК |
Трафик ПД за год, ТБ |
Дубровка |
353,7 |
Шоссе Энтузиастов |
304 |
Площадь Гагарина |
288,4 |
Кутузовская |
259,1 |
Лужники |
258,8 |
Шелепиха |
230 |
Окружная |
226,5 |
Владыкино |
224,7 |
Андроновка |
195,3 |
Измайлово |
195,3 |
«Годовой рост мобильного трафика в поездах МЦК обусловлен не только увеличением пассажиропотока, но и повышением качества связи на всем маршруте следования «Ласточек». Наши абоненты активно пользуются мобильным интернетом, при этом более 80% трафика проходит в сети LTE, а это высокие скорости, быстрое соединение и как результат большой объем данных, прокачанных через смартфон ежедневно и в любом месте, — комментирует Михаил Каракулин, технический директор территории «Столица» ПАО «МегаФон». – По нашим данным, чаще всего время в пути пассажиры МЦК проводят за просмотром видео и в социальных сетях. Так, на видео приходится 36,4% трафика, а на соцсети – 30,2%. Далее следуют браузеры, но их доля значительно ниже – лишь 12,2%, и мессенджеры — 2% трафика».
Из всех популярных видеоресурсов предпочтение отдается YouTube, роликам «ВКонтакте» и на Facebook. Текстовые сообщения пассажиры чаще всего отправляют через WhatsApp, но для звонков предпочитают Facebook Messenger.
1 Период исследования – с 1 февраля 2018 года по 1 февраля 2019 года