Юбилейный, десятый для ARTSTORY год, открывает выставка работ из собрания галереи – «Свои/Чужие». Проект не только демонстрирует часть обширной коллекции, но обращает внимание зрителя на видных представителей позднесоветского неофициального искусства.
Название выставки выбрано не случайно. Она объединяет четырех авторов – это Дмитрий Иконников, Наталья Нестерова, Лев Табенкин и Василий Шульженко. Такие стилистически разные; объединенные академической школой и равноудаленным отношением к мейнстриму своего времени; не друзья и, конечно, не противники; коллеги и современники.
Все авторы представленных на выставке произведений ярко проявили себя в 1980-е годы и были представителями так называемого «левого» МОСХа, – это давно устоявшаяся аббревиатура Московского отделения Союза художников. Здесь, вероятно, требуется некоторое пояснение. Так, с конца 1960-х годов в нашей стране значительно изменился политический климат. Официальная культурная политика заключалась в том, чтобы игнорировать все явления в искусстве, которые касались диссидентского движения. При этом, необходимо было поощрять молодых авторов, которые напрямую не относились к нонконформизму. При Московском союзе художников была создана молодежная секция, в которой довольно лояльно относились к проявлениям самости, «инаковости». Именно поэтому художники, состоявшие в «молодежке», могли позволить себе более свободные высказывания и предложить искусство, альтернативное соцреализму.
Выставка «Свои/Чужие» собрана из работ признанных ныне классиков позднесоветского искусства, которые еще 40 лет назад были не просто мало востребованы, но буквально находились на грани. На первый взгляд может показаться, что их полотна нарочито грубоваты, однако это впечатление обманчиво, – за кажущейся простотой и резкостью скрываются глубокие смыслы, свобода и, зачастую, дерзость.
Наталья Нестерова (1944 – 2022) – одна из самых выдающихся женщин-художниц второй половины 20 века, «амазонка левого МОСХа». Стилистически ее работы тяготеют к традиционному, лубочному искусству. Отметим, что она тонкий живописец, который совмещает в своих работах нюансы пастозной палитры и дифференциацию с наивным рисунком.
Искусствовед Виталий Пацюков: «Герои композиций Натальи Нестеровой совершают обычные регулярные действия: они принимают пищу, прогуливаются, играют в самые разнообразные игры, ловят бабочек, встречают пароходы, танцуют, влюбляются. Но почему-то бабочки улетают, на обеденном столе исчезают вилки и ложки, пароходы, не останавливаясь, проходят вдоль берега, а влюбленные не могут найти общий язык… Картина Натальи Нестеровой живет как кораблик из детства, передвигаясь в стремительных потоках культуры, сохраняя свое изначальное светлое, неизбывность мечты, где трагичность взрослого мира всегда компенсируется великой игрой творчества».
Дмитрий Иконников (1952 – 2019) – один из самых неоднозначных и сбивающих с толку авторов. По своему образованию он был графиком и никогда не отступал от выбранного в студенческие годы пути, – Иконников работал исключительно на бумаге. Отметим, однако, что его работы неподготовленному зрителю сложно идентифицировать как графические. Связано это и с тем, что Иконников часто работал в большом формате, а листы закреплял на твердую основу. Кроме того, художник, как правило, выбирал гуашь в качестве материала для создания изображений, но его творческий метод обращал густую и плотную краску в легкую, практически невесомую субстанцию. Художник выстраивал сложное и многослойное пространство в каждой своей работе.
Искусствовед Андрей Толстой: «Иногда, глядя на работы Иконникова кажется, что перед нами фрагменты неких никогда не виданных росписей на стенах непостроенных зданий. Об этом свидетельствует несомненное умение автора подчинить свое решение единой композиционно-колористической задаче, что гарантирует целостность, и, как следствие – внутреннюю монументальность композиции».
Лев Табенкин (1952 г.р.) окончил Московский полиграфический институт в 1975 году и всего через три года стал членом Союза художников. Его творчество было почти сразу отмечено критиками, которые признавали его мастером пластической живописи. Цвет для Табенкина почти как глина, из которой он лепит своих героев. Гротескные животные символизируют человеческие страсти, свободу, силу, страдания и слабость. Хотя сюжеты работ очень просты, они убедительны, жизненны и самодостаточны.
«Художник почти всегда напоминает некоего первооткрывателя новых островов, континентов, миров, галактик. Мой опыт сегодня – это опыт преодоления пошлости, безгласия, навязанных концепций», – говорил о себе Лев Табенкин.
Московского художника Василия Шульженко (1949 г.р.) по праву можно назвать мастером гротескного реализма, или, как сам определяет художник, «фигуративной живописи в жанре свободной фантазии». Нарочито карикатурное и сюрреалистическое, но меткое изображение быта простых русских людей в творчестве Василия Шульженко вызывает неоднозначные, противоречивые чувства у зрителя. Именно через сатирические, иногда даже скабрезные сюжеты своих картин художник обращает внимание на проблемы и изнанку общества, в котором живет. Шульженко изображает мир русского человека таким, какой он есть, одновременно странным и неприглядным, но в то же время цепляющим и знакомым в своей простоте и правдивости.
18 января – 25 февраля 2024
Галерея ARTSTORY: Москва, Старопименовский пер., д. 14 (м. «Тверская», «Маяковская»). Ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Вход по билетам (100–200 руб.).
Возрастной ценз 18+