Галерея «Дом Нащокина» в содружестве с Музеем Николая Островского представляет с 31 января по 27 февраля 2024г. персональную выставку народного художника РСФСР Петра Исидоровича Пашкевича (1918–1996). Среди более 100 представленных произведений, будут показаны редкие эскизы, сделанные знаменитым художником кино ко многим известным фильмам, а также графические и живописные работы, киноплакаты и фотографии разных лет. Большинство из них, хотя и создавались к конкретному фильму, являются самостоятельной художественной ценностью и зачастую давно пережили сам фильм.
По эскизам Петра Пашкевича полвека на киностудии им. Горького создавались лучшие фильмы советского кинематографа 1940–1990-х гг. Более 70 фильмов, сотни эскизов и декораций созданы этим выдающимся человеком. Интерьеры, пейзажи, раскадровки – лаконичные и изысканные, часто лиричные, нередко сдержанные, почти всегда драматичные и экспрессивные – его творчество пример высочайшего мастерства реалистической школы.
Драматургия экспозиции будет выстроена вокруг избранных фильмов, над которыми работал кинохудожник, что позволит прикоснуться к магии кино и увидеть то, что обычно скрыто, неведомо зрителю.
Это кино из далекого прошлого. «Сельская учительница» (1947, реж. М.Донской), «Добровольцы» (1958, реж. Ю.Егоров), «Разные судьбы» (1956, реж. Л.Луков). Интересная работа связала Пашкевича с Василием Шукшиным. Не только на знаменитых «Печках лавочках» (1972), но также и более важной в разрезе творчества художника работе над фильмом «Степан Разин», которая велась в течение полугода, но, к сожалению, оборвалась… На выставке будет показан целый ряд эскизов к этому несостоявшемуся фильму.
Жесткие, мрачные эскизы Петербурга и графические листы к фильму Л.Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969).
Мощные эскизы к знаменитому в свое время фильму «Две жизни» (1961) А.Каплера и Л.Лукова. О них так пишет искусствовед Паола Волкова: «Есть в «Двух жизнях» один городской пейзаж с верхней точки. Зимняя набережная ничуть не уступает живописи французского пейзажиста Марке… Как художнику-реалисту ничто ему не чуждо – ни импрессионизм, ни концептуальность и экспрессия в той дозировке, которая только усиливает, обогащает реалистичность письма».
Посетители увидят работы мастера к таким известным кинолентам как «Красное и черное» (1976, реж. С.Герасимов), «ТАСС уполномочен заявить» (1984, реж.В.Фокин), «Дочки-матери» (1975, реж. С.Герасимов), «Герой нашего времени» (1967, реж. С.Ростоцкий), «Рикки-Тикки-Тави» (1975, реж. А.Згуриди) и к другим фильмам.
Жанровое и тематическое разнообразие художественного наследия автора позволит в очередной раз осмыслить особую значимость его творчества не только в истории отечественного кино, но и изобразительного искусства.
Многие работы были буквально спасены сыном художника, когда в начале 2000-ых ему позвонили со студии им. М.Горького и сказали, что новые арендаторы могут выбросить все «ненужное» на свалку и надо срочно забрать эскизы отца. Так и была спасена крохотная часть огромного наследия Петра Пашкевича.
Художник Петр Пашкевич был человек жизнерадостный, окрыленный многими талантами, самозабвенно преданный делу своей жизни – миру кино. Его альма-матер – Киностудия имени Горького, в течение полувека была ему вторым домом, а стоящий невдалеке ВГИК – его родным детищем! Там всегда своего любимого профессора ждали ученики…
Художник прожил счастливую и наполненную жизнь. Работал с самыми яркими и талантливыми режиссерами своего времени. «Он был настолько блистательным художником-живописцем, что часто его друзья, коллеги спрашивали: “Петя! Твой труд публика не видит и не понимает! А зачем тебе кино? Ты крупный художник, сиди в мастерской и пиши картины. Того же мнения была и его семья. Но художник всегда улыбался виновато и бежал на свою студию, которая была для него кислородом, без нее жизни не могло быть», – вспоминает дочь художника куратор выставки Наталья Рюрикова.
К выставочному проекту издается каталог, включающий статьи-воспоминания, искренне и тепло написанные о художнике. И надо сказать, что эти статьи – редкая ныне хорошая проза. Каталог, помимо работ П.Пашкевича и архивных материалов, включает раздел эскизов неопознанных фильмов, а также киноплакаты, которые художник создавал на протяжении долгих лет для Рекламфильма.
Выставка будет интересна не только для профессиональных художников и кинематографистов, но много открытий для себя сделают и зрители любого возраста, просто любящие искусство.
В рамках проекта предполагаются кинопоказы.
Сайт Музея Николая Островского: https://ostrovsky-museum.ru/
31 января – 27 февраля 2024
Москва, Тверская, д. 14 (м. Пушкинская/ Чеховская/ Тверская)
вт. — вс. с 09:00 до 20:00. Понедельник — выходной день.