Государственная Третьяковская галерея представляет проект «Герои и современники Серебряного века»

Выставка открыта с 24 ноября 2023 года по 19 мая 2024

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

Состав выставки: более 280 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи Кураторы: Ирина Шуманова, Евгения Илюхина, Елизавета Горелышева

Государственная Третьяковская галерея представляет проект «Герои и современники Серебряного века» — четвертый в цикле графических выставок из собрания музея, посвященных культуре рубежа XIX–XX веков. Экспозиции «Предчувствуя ХХ век», «Александр Бенуа и его „Мир искусства“», «Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов» были посвящены ведущим мастерам Серебряного века. Однако их деятельность является лишь частью общего культурного процесса, который характеризуется беспрецедентным взлетом творческой активности, вовлеченностью большого количества художников, широтой охвата зрительской аудитории.

Задача выставки «Герои и современники Серебряного века» — продемонстрировать стилистическую неоднородность изобразительного искусства этого периода. Бурная художественная жизнь породила множество направлений, во взаимодействии которых складывается яркий и причудливый образ эпохи. Проект рассказывает не только о главных персонажах художественной жизни обеих столиц, ставших воплощением понятия «Серебряный век», но и о незаслуженно забытых или не получивших должной известности художниках.

В первом зале обозначены центры, вокруг которых были сосредоточены главные творческие силы — художественные группировки, выставочные объединения, журналы-манифесты: «Мир искусства», «Весы», «Скорпион», «Золотое руно». Между ними велась полемика, порой принимающая острые формы. Но тяготение к одному лагерю отнюдь не означало отказ от сотрудничества с другим. Перетекание участников — тоже одна из главных черт художественной жизни 1900-х годов, и она свидетельствует о том, что при всей разности деклараций, соперники одновременно были и единомышленниками, поскольку их объединяла идея обновления. Общая черта эпохи — видеть в фокусе портретного изображения человека творящего и человека воспринимающего: художника в маскарадном одеянии, актера в костюме, музыканта и посетителя кафешантанов и артистических кабаре, мецената и представителя художественной богемы, зрителя в ложе. Художники режиссируют образы, прибегают к элементам театрализации, подчеркивая особый статус создателя или потребителя искусства. Новое дыхание обретают различные формы портретов, в том числе «архаические»: костюмированный, парадный, аллегорический. Самым изысканным средством для создания эффекта приобщенности модели к миру искусства стали игра со стилем, исторические аллюзии. Виртуозными мастерами такого метода были, например, Константин Сомов и Валентин Серов.

Поиски новых тем удивительным образом сочетаются с приверженностью графиков рубежа веков каноническим сюжетам истории искусства. Это явление исследует один из разделов выставки. По-своему интерпретируя мотивы окна, деревьев, фонтанов, арлекинад, прогулок, купальщиц, венер, художники раскрывают их новые смыслы и создают новые каноны.

Безусловным фаворитом эпохи стала тема торжественных шествий, царских выходов. Чрезвычайно популярным был жанр «картин по русской истории», дань которому отдали практически все мастера. Реалистический идеал в трактовке исторического события уступает место эстетически выверенной идеализации истории в работах Андрея Рябушкина, Сергея Иванова, Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского. Однако в поиске истоков, новых тем и языка каждая из столиц выбирала свое прошлое. Для петербуржцев характерна ностальгия по золотому веку отечественной культуры, уходящей эпохе дворянских усадеб, для москвичей интересно наследие допетровской Руси, которое воспринималось как квинтэссенция подлинно национального духа.

Важный импульс в поиске нового пластического языка дало увлечение стилем модерн, с его интересом к фольклору, народным ремеслам, возрождению национальных традиций. Ярче всего новый русский стиль на рубеже столетий проявляет себя в прикладных видах искусства. На выставке этот стиль представлен графическими работами Врубеля, Поленовой, Головина, Билибина, а также будущих авангардистов Кандинского и Гончаровой.

Одно из наиболее интересных направлений в поисках обновления языка — церковные росписи. В начале ХХ века произошел небывалый подъем в строительстве новых храмов. К их проектированию были привлечены лучшие художественные силы самых разных направлений: Михаил Нестеров и Наталия Гончарова, Николай Рерих и Сергей Чехонин, Виктор Васнецов и Кузьма ПетровВодкин и другие. Из-за возникшей политической и экономической ситуации в стране этот огромный пласт художественной культуры дошел до наших дней по большей части лишь на бумаге. Графика сберегла идеи и имена авторов проектов, в том числе и незаслуженно забытых, таких, как Валентин Щербаков и Василий Комаровский. Продолжались поиски современных форм воплощения религиозных сюжетов и в станковых работах художников левого лагеря: Малевича, Филонова, Гончаровой. В этом разделе экспонируются произведения Василия Денисова, чье творчество мало известно зрителям. В работе «Памяти Врубеля» он препарирует композицию «Демона поверженного», прямолинейно «договаривая» то, что великий Врубель не дерзнул сказать. Для искусства последующей эпохи подобное эпатажное использование религиозных символов и иконографии, скрещивание сакральных и светских мотивов станет одной из характерных черт. В последнем зале выставки представлена композиция Юрия Анненкова «Распятый Арлекин», где перекрещиваются, замыкаясь, сразу несколько линий нынешней экспозиции. Начало Первой мировой войны усугубило ощущение грядущих катастроф — самые простые мотивы обрели мистическую окраску. Символический смысл жертвоприношения считывается и в «Мяснике» Марка Шагала, и в «Кабане» Павла Филонова. Непритязательный на первый взгляд «почти интерьер», созданный в год начала войны, — «Часы» Шагала — вырастает до неумолимого символа своего времени, начиная отсчет настоящего ХХ века.