Голос – это не только средство коммуникации, но и мощный инструмент преподавателей, способный вдохновлять, передавать знания и зажигать сердца учеников. Но этот дар, к сожалению, очень хрупок. В результате длительных наблюдений Европейского общества ларингологов эксперты выявили, что 40-50% учителей страдают патологиями голосовых складок и выраженной дисфункцией речевого аппарата.[1] Ежедневно голос педагога работает на пределе – лекции, семинары, уроки по несколько часов подряд. Все это зачастую приводит к развитию различных серьезных нарушений, и именно поэтому учителям особенно важно знать, как уберечь себя и что делать, если с голосом все-таки что-то случилось.
Виды нарушений голоса:
Фонастения – слабость голоса, нарушение координации между дыхательной, артикуляционной, фонационной и резонаторной системами. Клинически она проявляется быстрой утомляемостью, тремором, снижением высоты и интенсивности голоса, а также сужением голосового диапазона и разнообразными негативными субъективными ощущениями.
Афония – это расстройство характеризующиеся полным отсутствием голоса. Человек может говорить только шепотом. Существует несколько типов афонии:
- Паретическая — внезапная потеря голоса вследствии снижения тонуса голосовых мышц.
- Спастическая — резкое напряжение мышц голосового аппарата.
- Паретико-спастическая — сложное сочетание слабости и напряжения мышц гортани.
Дисфония – расстройство фонаторной функции, сопровождающееся осиплостью голоса, болью, спазмами, першением в горле, изменением тембра, обусловленное нарушениями в периферическом отделе речевого анализатора.[2]
Основными причинами развития патологий у преподавателей являются: неправильное использование голоса и дыхания, неверная звукоподача, неблагоприятные условия (шум, сухой воздух, плохая акустика помещения), стресс, курение и длительное напряжение.
Как педагогу сохранить голос:
“Очень важно научиться нижнереберно–диафрагмальному дыханию, чтобы обеспечить достаточное поступление воздуха и предотвратить перенапряжение голосовых складок во время уроков и лекций. Представьте, что легкие – это воздушный шар, а диафрагма – насос, который его надувает. Система должна работать согласованно: если человек не задействует ее и дышит грудью, он накачивает шар только наполовину. В этом случае, чтобы компенсировать недостаток воздуха, мышцы гортани, в том числе голосовая мышца, работают в усиленном режиме, что может привести к их перенапряжению и развитию проблем. При правильном дыхании на вдохе живот должен двигаться и увеличиваться, а на выдохе спадать.” – комментирует Ольга Орлова, доктор педагогических наук, профессор главный научный сотрудник отделения фониатрии ФГБУ «Национального исследовательского медицинского центра оториноларингологии ФМБА», профессор кафедры логопедии Московского педагогического университета.
Чтобы ученики поняли и услышали информацию даже на задних партах, не обязательно прибегать к повышенному тону или форсированию голоса. Это приводит лишь к охриплости и быстрой утомляемости складок. Необходимо работать над дикцией с помощью регулярных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата: губ, языка и нижней челюсти. Это поможет и четко донести информацию, и сохранить здоровье голоса.
- Имитируйте зевоту. Это даст возможность избавиться от зажимов и говорить свободнее.
- Перед зеркалом вытяните губы трубочкой, а затем улыбнитесь. Поочередно десять раз произносите звуки “У” и “И”.
- Затем высуньте язык и восемь раз старайтесь дотянуться им сначала до подбородка, а потом до кончика носа. Завершающим упражнением этой группы будет произношение звуков “П” и “Б” десять раз. Это поможет активизировать губы, оптимизировать внутриротовое давление и улучшить дикцию.
- Произносите глухие согласные — п, ф, т, с, ш, к, ч, щ, ц, х. Четко проговаривайте каждый звук по несколько раз.
- Поочередно произносите два слога: «кью», сильно округляя губы, и «икс», широко улыбаясь. Упражнение нужно выполнить не менее тридцати раз. За счет этого расслабляются мышцы гортани и голос становиться глубже.
- Проговаривайте скороговорки. Это проверенный способ сделать речь четкой, а произношение — более внятным. Обращайте внимание на слова, которые вам даются с трудом – это укажет на звуки, с которыми у вас могут быть проблемы. Меняйте темп при тренировках, постепенно ускоряя его.
Помимо этого, нужно пить достаточное количество воды в течение дня и включать в рацион продукты, богатые витаминами и минералами, необходимыми для здоровья голосового аппарата (сливочное масло, сырые яйца, нежирное мясо, злаки, морепродукты, горький шоколад, теплое молоко), исключите острые и жирные блюда, а также алкоголь и газированные напитки.
Разогрев голосовых складок перед уроком:
Чтобы активизировать голосовые складки и повысить общий тонус рекомендуем традиционный гигиенический массаж лица и шеи. Делайте круговые поглаживающие движения по часовой стрелке, повторяя их не менее 8 раз. Особое внимание уделите чувствительным точкам: на висках и у крыльев носа, на подбородке и за ушами, на шее и между бровей. Полезно перед началом занятий произносить длительно звук М с одновременным постукиванием по крыльям носа, направляя звучание в «маску» — 8-10 раз.
Также перед началом голосовой нагрузки можно выпить стакан теплой воды и повторить профилактические упражнения.
Важно: Помните, преподаватели не должны использовать свой голос более 20 часов в неделю. Однако многим приходится работать сверх нормы, поэтому необходимо делать перерывы в работе, чтобы дать голосовым складкам отдохнуть. Если вы все же чувствуете усталость и у вас появились первые признаки дисфонии, рекомендуем принять препарат Гомеовокс, который используется при потере голоса, хрипоте и переутомлении голосовых складок. Кроме того, очень важно своевременно обращаться к фониатру или отоларингологу для проведения диагностики и назначения персонального лечения.
Забота о голосе должна стать неотъемлемой частью жизни каждого преподавателя.
Регулярная профилактика, использование правильных дыхательных техник, бережное отношение к голосу во время и вне работы – это инвестиции в долгосрочную профессиональную жизнь и, что важно, в собственное благополучие.
[1] Болезни голосовых связок у учителей
[2] Дисфония: симптомы и причины возникновения (gkbyudina.ru)