Сервис нетмонет изучил, как россияне оставляют чаевые в сфере услуг — сотрудникам салонов красоты, отелей, фитнес-клубов, автосервисов и др.
Лидерами по размеру чаевых стали косметологи и автомеханики.
Согласно исследованию, чаевые в косметологии оказались рекордно высокими по сравнению с другими сферами услуг — их средний размер составил 568 рублей по итогам первого квартала 2025 года. На втором месте оказались автосервисы — 515 рублей в среднем. Тройку лидеров завершают фитнес-залы, в них чаевые составили 510 рублей. Сотрудникам СПА и отелей оставляли 467 и 454 рубля соответственно. В салонах красоты и барбершопах размер благодарности оставил 404 и 375 рублей соответственно. Для сравнения: размер чаевых в ресторанах — сфере, где чаевые являются традицией, составил 407 рублей за тот же период времени.
Аналитики также назвали города России, жители которых оставляют самые высокие чаевые за услуги, ими стали Суздаль (1 150 рублей) и Горно-Алтайск (1 443 рубля). Интересно, что Москва не вошла даже в первую двадцатку городов-лидеров — в столице размер благодарности за услуги в среднем равен 428 рублям. Однако если сравнивать города по частоте чаевых, состав лидеров значительно отличается: чаще всего благодарят за услуги в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Сочи.
Высокие чаевые в регионах можно объяснить тем, что культура чаевых вне ресторанов там только начинает формироваться, поэтому клиенты пока что готовы благодарить сотрудников только за действительно исключительный сервис — и в этом случае оставляют большие суммы. В крупных городах ситуация обратная: чаевые в бьюти и других сферах уже почти стали частью этикета, поэтому клиенты регулярно благодарят мастеров, оставляя небольшую комфортную сумму.
Тенденцию роста популярности безналичных чаевых подтверждают и сами представители сфер. По словам основательницы сети салонов маникюра и педикюра 4hands Татьяны Шутовой, средний чек чаевых в сфере красоты вырос в 2025 году на 19,8%, относительно показателей 2023 года и на 4,5% относительно 2024 года. «Раньше клиенты часто сталкивались с тем, что не было возможности оставить чаевые из-за отсутствия наличных. Теперь, с появлением безналичных сервисов, культура чаевых только укрепляется. Сегодня около 90% клиентов сети выражают благодарность нашим мастерам, а размер чаевых в среднем составляет 10–20% от чека. Это стало так же нормально и привычно, как в ресторанной сфере». –– отмечает Татьяна.
«2024 год стал настоящим прорывом в области чаевых вне ресторанного бизнеса. Если ещё несколько лет назад цифровая благодарность ассоциировалась в первую очередь с HoReCa, то теперь её границы заметно расширились. Индустрия Beauty & Wellness окончательно закрепила чаевые как норму, а сервисное вознаграждение в фитнес-индустрии, туризме и даже ритейле стало более привычным.
Особенно любопытный тренд — появление чаевых в новых, ранее нетипичных категориях. Например, большим спросом стали пользоваться чаевые для сотрудников колл-центров. Это подтверждает, что цифровая благодарность становится универсальным инструментом, применимым в самых разных сферах. Такой тренд открывает новые возможности для бизнеса: автоматизация системы чаевых позволяет не только повысить мотивацию персонала, но и создать более лояльные отношения с клиентами», — комментирует СЕО нетмонет Игорь Феркалюк.