Искусство и архитектура как средства гуманизации жилой среды стали поводом для диалога архитекторов, урбанистов, профессионалов креативных индустрий, культурных институций и девелоперов на ежегодном заседании дискуссионного клуба URBAN SPACE. Заседание прошло при поддержке коммуникационного агентства «Правила Общения».
Культурологическая полемика развернулась с участием директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Елизаветы Лихачевой, заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Максима Кандыбайло, архитекторов Ильи Мукосея, основателя бюро mukosey : architecture / design / media, Антона Надточего, бюро «Атриум», Тимура Абдуллаева, создателя и руководителя бюро ARCHINFORM, Ивана Полисского, управляющего партнера парка «Никола-Ленивец» и представителей девелоперских компаний, меценатские устремления которых направлены на гуманизацию городской среды. Эксперты обсудили вызовы ближайшего будущего и новые потребности города, горожан, бизнеса и культурных институций.
В контексте разговора про полицентричность и устойчивое развитие городов как вызов архитектору Максим Кандыбайло сделал акцент на модернизированный транспортный каркас Москвы, который дает серьезный импульс преобразованию бывших промзон и развитию новых городских территорий, где уже прослеживается тренд на разнообразие урбанистических моделей. По его мнению, искусство также часто является совершенно необходимым в проектах редевелопмента, в которых формируются не стандартные офисные кластеры, а арт-кварталы.
«Мы хотим видеть города разными, уникальными, неповторяющимися, а значит, архитекторам и девелоперам важно работать с идентичностью каждого места без единых стандартов и универсального рецепта», — поддержал чиновника руководитель архитектурного бюро Archinform Тимур Абдуллаев. Добавив, что гармоничное развитие города – процесс совместной деятельности города и самих горожан.
Исследуя практики разных городов, застройщики, архитекторы и урбанисты стараются действовать, основываясь на простых правилах триады Витрувия, не забывая про пользу, прочность и красоту. В частности, в новой девелоперской парадигме прочно обосновались BIM технологии. За последние 10 лет архитекторы в этом процессе цифровизации уже неплохо продвинулись. Они работают в метавселенных, в которых можно не только коммуницировать, организовывать архитектурные выставки, биеннале и конкурсы, но и помогать девелоперам презентовать и продавать недвижимость. «Присутствие города в метавселенной в виде цифрового двойника – это следующий этап, готовьтесь! Все там будем!» — резюмировал Антон Надточий.
Да, действительно, в наше время, когда все стремительно меняется, а стабильности остается все меньше, у девелоперов, также как у любого другого бизнеса, есть одна из насущных проблем – быстро принимать решения. И в этом им на помощь приходят цифровые технологии, считает Анастасия Морозова, генеральный директор IYNO (АЙНО). «Они могут дать бизнесу базу для принятия решений, обеспечить его данными, которые позволяют эти решения принять с открытыми глазами, без лишних барьеров и трудозатрат».
Способствовать устойчивости городского развития также может и должно искусство, сходятся во мнении эксперты. Так, стрит-арт стал еще одной темой для развернувшейся на URBAN SPACE дискуссии. На ней эксперты обсудили, как распределяются роли архитектора, художника и арт-куратора в девелоперском проекте и как арт объекты меняют городское пространство вокруг себя. Задал тему и тон дискуссии модератор секции «Культурный девелопмент» Илья Мукосей, он постарался не сводить обсуждение культуры лишь к теме архитектурного наследия или в сторону актуальной повестки городского благоустройства. Его, в первую очередь, интересовал вопрос: для чего искусство застройщикам? Как вписываются современные произведения и арт-объекты в новые девелоперские проекты?
В этом контексте Елизавета Лихачева, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина отметила, что разделять архитектуру и искусство в городе совсем не нужно. «Архитекторы создают среду, а искусство становится ее частью. При этом не бывает идеальных решений. Иногда арт-объект собирает пространство, иногда выполняет роль акцента, а порой искусство должно спорить с пространством», — считает Лихачева. Нынешний директор Пушкинского музея, а ранее архитектурного музея им. А.В. Щусева, напомнила также о том, что еще совсем недавно по меркам истории, в классическую эпоху, каких-нибудь 200 лет назад, понятия «девелопмент» вообще не существовало. Его роль выполняли частные заказчики, которые привлекали к работе зодчих. А в качестве примера она привела историю про венецианца Фреди Барбаро, который заказал для себя одному малоизвестному в то время итальянскому архитектору Палладио загородный дом, дачу. А потом, когда Палладио его построил, он позвал туда малоизвестного венецианского художника Паоло Веронезе, чтобы эту дачу расписать. В результате этого тандема получился очень известный памятник, вошедший во все учебники по архитектуре и искусству.
«Девелоперский бизнес – относительно новое явление. Он зародился в середине 19-го века. Но поначалу девелоперы строили не для того, чтобы продавать, а для того, чтобы сдавать недвижимость в аренду. И довольно быстро им стало понятно, что элементы искусства повышают стоимость и привлекательность жилья — люди с большим удовольствием платят за дом, если он эстетичный, со статуями на фасаде, латунными дверными ручками и панно из майолики на стенах. Все это, в конечном итоге, породило в эпоху модерна понятие «дизайн», когда искусство, эстетика и красота проникли даже туда, куда она никогда до этого не проникала. В какие-то абсолютно рядовые, бытовые вещи», — объясняет Лихачева.
Эта всеобщая эстетика закончилась эпохой модернизма, когда в Баухаусе провозгласили архитектуру одним из видов дизайна и сформулировали его главное качество: дизайн – это не только когда красиво, но и когда удобно.
На этих принципах сегодня строится и подход к современному девелопменту. Застройщики и урбанисты, понимая, что искусство – по сути, базовая потребность прогрессивного человека, современного горожанина, инвестируют в эстетику и красоту, благоустройство дворов и общественных пространств.
Евгения Старкова, заместитель генерального директора MR Group, уточнила, что девелоперы, формируя среду вокруг нового жилого объекта, исходят из бизнес-задачи, в первую очередь, и только во-вторую – размышляют, как сделать красиво. Поэтому всегда важно оказывать искусству последовательную поддержку, и в случае MR Group это стало частью маркетинговой стратегии компании.
По мнению архитектора Ивана Полисского, управляющего партнера парка «Николо-Ленивец», все, что делается с точки зрения создания и развития места, принято называть словом «девелопмент», а в принципе, это можно называть по-разному, но в целом, это процесс культурного программирования места.
Очевидным образом, сошлись во мнении участники дискуссии, сегодня мы наблюдаем новый этап развития отечественного девелопмента, когда эстетика и искусство становятся неотъемлемой частью любого проекта, в ответ на ожидания горожан.