МХАТ им. М. Горького завершил 123-й театральный сезон. 15 премьерных успешных спектаклей, которые были тепло приняты зрителем. А также: хореографические и музыкальные эксперименты на Третьей сцене, встречи с крупнейшими современными писателями в магазине «МХАТ.Книги», создание Совета Попечителей, театральные экскурсии — вот итоги сезона 20/21.
МХАТ – это национальный театр. Театр больших тем, большого и разнопланового репертуара. Именно поэтому МХАТ выпустил в 123-м сезоне беспрецедентное количество премьер. Репертуарная художественная политика обновленного МХАТ – это разнообразие актуальных тем и жанров, интересных современному зрителю: русская классика («Вишневый сад», «Лес», «Три сестры»), музыкальные спектакли («Красный Моцарт», «Чудесный грузин», «Некурортный роман»), русский культурный код («Лавр», «Слово о полку Игореве», «Петр и Феврония», «У премьер-министра мало друзей»), исторические спектакли («Нюрнбергский вальс», «Слово о полку Игореве», «Чудесный грузин», «У премьер-министра мало друзей»), современная драматургия («Лавр», «Некурортный роман», «Нюрнбергский вальс»), работа с наследием (реконструкция спектакля Немировича-Данченко «Три сестры», «Вишневый сад» в декорациях легендарного театрального художника Серебровского) и спектакли для детей и юношества («Слово о полку Игореве», «Холодное сердце»).
Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков:
Для меня очевидно, что мы совершили художественный прорыв – театр вышел на новый уровень. Это касается и творческого программирования, и продюсирования, и кондиции труппы. То, что сделала наша труппа в спектакле «Красный Моцарт», в котором артисты поют, стучат стэп, танцуют, играют и взаимодействуют с живым оркестром на сцене, говорит именно об уровне нашего профессионализма. Мы решаем уникальные задачи – делая, например, высочайшего уровня реконструкцию спектакля Немировича-Данченко «Три сестры». МХАТ – единственный театр в Москве, где на Большой сцене идет вербатим. Только в нашем театре играется в летний сезон шесть спектаклей «Лавр» подряд при полном аншлаге. Самый главный результат 123-го сезона – это формирование труппы, которая способна решать сложнейшие задачи.
Помимо двух спектаклей художественного руководителя Эдуарда Боякова («Лавр» и «Некурортный роман»), МХАТ выпустил постановки как своих режиссеров (Валентин Клементьев, Рената Сотириади, Сергей Глазков), так и приглашенных (Виктор Крамер, Сергей Десницкий, Грета Шушчевичуте и Дмитрий Бикбаев). Большие роли в этих спектаклях сыграли артисты труппы МХАТ Алиса Гребенщикова, Тимур Дружков, Евгений Кананыхин, Валентин Клементьев, Ирина Линдт, Наталия Медведева, Кристина Пробст, Юрий Ракович. «Лавр», «Лес», «Нюрнбергский вальс» и «Вишневый сад» украсили приглашенные артисты Дмитрий Певцов, Леонид Якубович, Лиза Арзамасова, Андрей Мерзликин, Григорий Сиятвинда и Анна Большова.
В этом сезоне у театра появился собственный манифест:
- МХАТ – это великая история.
- МХАТ — театр серьезного разнопланового репертуара.
- МХАТ – русский театр, который несет ответственность за состояние русской культуры, русского языка, русской литературы, русской драматургии, русского логоса.
- МХАТ – это многоплановый современный театр, который работает с разными художниками, разными языками, разными технологиями.
- МХАТ – это русский культурный код.
- МХАТ – это театр новой актерской антропологии.
В МХАТ им. М. Горького появился Совет Попечителей:
— Игорь Геннадьевич Кудряшкин, Коммерческий директор ОАО «УГМК», председатель Совета Попечителей
— Андрей Анатольевич Козицын, Генеральный директор ОАО «УГМК»
— Игорь Геннадьевич Кудряшкин, Коммерческий директор ОАО «УГМК»
— Константин Анатольевич Бабкин, Председатель Московского Экономического Форума
— Екатерина Андреевна Сиркен, директор Фонда «Институт Культурной политики»
— Вадим Георгиевич Лобов, Президент корпорации «Синергия»
Активно развивался проект «Открытые сцены МХАТ»: в «МХАТ.Книги» каждый месяц проходили встречи с крупнейшими писателями современности, а на Третьей сцене шли экспериментальные спектакли, перфомансы, концерты и хореографические постановки. Именно в результате работы Третьей сцены в театре появился проект фестивальной недели «МХАТ.Танцы», на котором в сентябре МХАТ планирует принять до 5 тысяч зрителей.
Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков:
Скорость, которую мы набрали, огромна. И мы не собираемся останавливаться – в следующем сезоне мы сделаем еще ряд знаковых премьер, чтобы закрепить нашу художественную политику и окончательно сформировать репертуар.
Главные премьеры следующего 124 сезона, 2021/2022:
«Женщины Есенина» по документальной книге Захара Прилепина – одна из центральных постановок сезона. Драматург – Елена Исаева, режиссер – Галина Полищук, художник – Айгарс Озолинс, известный модный рижский постановщик.
«Розовое платье» крупнейшего современного драматурга Натальи Мошиной – это оммаж театра Чехову и диалог с чеховской драматургией. История одной женской судьбы, тесно переплетенная с судьбой России. Главную роль сыграет Дуся Германова.
«Сумбур и музыка» выдающегося музыкального и литературного исследователя Соломона Волкова. Пьеса о художнике и царе, о творце и тиране – о Сталине и Шостаковиче. Режиссер – Ольга Субботина, художник-постановщик – Дмитрий Разумов.
«Хлорофилия» по книге Андрея Рубанова станет для МХАТ важным театральным событием следующего сезона. Антиутопия о нашем будущем и редкий для актуального театра жанр фэнтези.
«Песочный человек». Одно из популярнейших произведений Гофмана. Над мюзиклом по мотивам сказки работает художник, крупнейший русский специалист по Гофману – Михаил Шемякин.
«На дне». Есть пьесы, без которых МХАТ не может существовать на символическом уровне. После постановки пьесы Максима Горького «На дне» Художественный театр окончательно сформировался как главный национальный театр России в 1902 году. Режиссер – Андрей Кончаловский.
«Пиноккио». Музыкальные спектакли – отличительная черта и исторического, и нового МХАТ. Спектакль «Пиноккио» — это история о театральном закулисье, но невозможно рассказывать об итальянском театре без музыки: маленькие зрители услышат отрывки шедевров итальянской оперы – Россини, Пуччини, Верди, Доницетти в исполнении тенора, солиста Большого театра Валерия Макарова и живого оркестра (скрипка, виолончель, домбра, ханг). Режиссер – Арина Мороз.
«Сказки в шатре». Детская постановка Алисы Гребенщиковой по рассказам Михаила Пришвина. Спектакль построен как диалог Лесника и Природы. Все действие будет происходить в огромной палатке, разбитой на сцене, зрители будут сидеть внутри на «пеньках», «бревнах» и «траве».