16 мая 2021 года в Саларьево состоялось торжественное открытие первого в России детского сада и школы комбинированного типа RYBAKOV PLAYSCHOOL.
Мероприятие прошло в дружественной обстановке семейного праздника и привлекло более 1000 жителей Саларьево и близлежащих районов. Гости приняли участие в уличных активностях, конкурсах и квестах, научились сажать растения, проявили себя в творческой мастерской, освоили новые навыки на площадке с экспериментами. В рамках открытых экскурсий были показаны технологические возможности в оснащении новой площадки, педагоги подробно рассказали о методике и преимуществах обучения в RYBAKOV PLAYSCHOOL.
В RYBAKOV PLAYSCHOOL Саларьево (ул. Саларьевская, дом 12, строение 1) одновременно будут обучаться 120 дошкольников и 60 учеников начальной школы, а также расположатся научно-просветительский лекторий, площадка для демонстрации и тестирования актуальных образовательных технологий, а также учебный центр для партнеров проекта.
PLAYSCHOOL в Саларьево начал свою работу 17 мая.
В RYBAKOV PLAYSCHOOL реализуется уникальная авторская образовательная программа RYBAKOV ПРОДЕТЕЙ, разработанная в 2016 году по инициативе Рыбаков Фонда. Программа направлена на развитие управляющих функций мозга ребенка с помощью специальным образом организованных активностей и развитых форм сюжетно-ролевой игры. ПРОДЕТЕЙ соответствует требованиям ФГОС, входит в навигатор программ по дошкольному образованию ФИРО РАНХиГС. Программа опирается на культурно-исторический подход к образованию, разработанный советским психологом Львом Выготским, в 20-х годах XX века исследовавшим мышление, речь и вопросы формирования личности, и нацелена на формирование у детей навыков саморегуляции, планирования, самостоятельности и работы в команде. Технологии этой программы применяют 1600 воспитателей в 36 регионах России. Программу внедряют и реализуют более 400 детских садов по всей России.
Образовательный процесс строится, опираясь на традиции развивающего обучения Эльконина-Давыдова, согласно которым послушание не является приоритетным навыком школьника. Вместо этого, детям предлагаются такие задания, которые позволяют им самостоятельно понять основные принципы предмета, который они проходят. Система Эльконина-Давыдова приучает ребенка анализировать каждое мнение, а не доверять ему безоговорочно. Главная задача педагогов в RYBAKOV PLAYSCHOOL – сохранить мотивацию детей, используя игровую и проектную деятельности. Ученикам не просто диктуется набор предметов, предметные знания они должны уметь реализовывать в своих проектах. Таким образом, в самом начале образовательного пути формируется понимание необходимости тех или иных знаний и умение их использовать.
Ядром образовательного процесса в RYBAKOV PLAYSCHOOL является развитие как предметных, так и универсальных навыков и способностей. Важным является формирование у ребенка умения использовать социальные ресурсы и ресурсы группы. В таких условиях многие сложные умения осваиваются автоматически. В группах, работающих по методике программы ПРОДЕТЕЙ, к шести годам дети и хотят, и умеют читать и писать, и овладевают этим навыком естественно.
Игорь Рыбаков, сооснователь RYBAKOV PLAYSCHOOL, предприниматель, сооснователь Рыбаков Фонда:
«Мы открыли не просто детский сад или школу, мы открыли место силы. В RYBAKOV PLAYSCHOOL будет происходить укрепление защищенности и рост качества жизни семей. Семья – это самое важное. Я считаю: качество жизни мы создаем своими руками.
Если нет навыка защиты от злоупотреблений властью, манипуляций и контролем, то жизнь будет рабской. К сожалению, в нашем обществе взрослые не очень хорошо владеют этим искусством. Мы не умеем замечать этого в себе и пропускаем, когда это происходит в отношении нас. Все мы или рождены в Советском Союзе, или на нас влияли те, кто рожден в СССР, а там искоренялась эта способность, так как она делала человека неудобными, послушание было главным стержнем системы образования. Мы же предлагаем семьям решение, которое поможет укрепить чувство защищенности и качество жизни. Мы хотим, чтобы каждый человек относился бережно и кропотливо прежде всего к себе, — данная компетенция развита в нашей культуре недостаточно.
В основе PLAYSCHOOL лежит игра, цель которой — достижение задуманного. Когда ребенок достигает задуманного и другие вокруг достигают, он подтаскивает предметные знания, чтобы увеличить свою способность выигрывать. Тогда предметы являются повышающим фактором при достижении цели. Схема, при которой сначала изучаются предметы, а потом требуется понять, где их применить, не работает. Сначала должен быть замысел, а потом уже предметные знания, повышающие вероятность, точность и скорость выигрыша. Ребенку важно понимать, каким нужно быть, чтобы достигать своей цели, и эту компетенцию можно получить только играя».
Николай Панкратов, сооснователь и генеральный директор RYBAKOV PLAYSCHOOL:
«По наследству от советской школы нам передалось убеждение, что мы должны научить ребенка читать и писать любой ценой, но если посмотреть по сторонам, то вы поймете, что все люди умеют читать и писать, но далеко не все могут, например, понять, что им необходимо в жизни, не все могут взять себя в руки, чтобы достигнуть чего-то важного. И, на наш взгляд, главная проблема заключается именно в этом. В современном мире остро ощущается дефицит навыков по саморегуляции, коммуникациям и инициативности, а не по умению читать и писать.
К нам на открытие пришло больше тысячи человек — семьи приехали из Саларьево, окружающих поселков и даже других районов. Для нас такое внимание и такой живой интерес означает только одно: людям требуется то, что мы делаем. А это значит, что мы выбрали правильную дорогу и необходимо двигаться по ней дальше, чтобы каждая семья почувствовала нашу поддержку».
Александр Козлов, депутат Московской городской Думы:
«В этом году Новая Москва отмечает 9 лет с момента присоединения, и мы видим, какие колоссальные изменения произошли с этого момента. Хочется пожелать основателям больше новых интересных проектов, а родителям и детям новых знаний и новых умений. В RYBAKOV PLAYSCHOOL создана такая среда, которая не только дает знания, но и формирует лидерские качества. Это очень здорово! Хотелось бы, чтобы и дальше такие объекты появлялись на территории Новой Москвы, а мы будем их поддерживать».
RYBAKOV PLAYSCHOOL планирует развивать следующие форматы:
— CITY – детские сады и школы, действующие в рамках собственной сети и образовательных учреждений, созданных на основе партнерства. Среда сада и начальной школы сформированы таким образом, что каждый ребенок получает вдохновение и возможность к безграничному развитию. Актуальные методики основаны на концепции образования через игру и направлены на преодоление кризиса самоконтроля и кризиса игры.
— NOW – платформа дистанционного сопровождения развития ребенка, основанная на уникальной системе онлайн-занятий и диагностике развития важнейших навыков. Занятия в NOW проходят как совместно-спланированное приключение, что помогает создать атмосферу развития внутри семьи и раскрыть потенциал личности ребенка. Каждое занятие дает вклад в цифровой профиль ребенка, отражая развитие в его мышлении, осознанности, инициативе и интересах, что позволяет отследить прогресс и скорректировать дальнейшие действия для более гармоничного развития.
— POINT – развивающие игровые пространства, интегрированные в инфраструктуру жилищных комплексов и курортных зон, в которых реализуется концепция RYBAKOV ПРОДЕТЕЙ – обучение через игру. POINT работает без расписания и фиксированной длительности – ребенок сам выбирает интересный ему центр активности и вместе с тьютором и другими детьми придумывает игру, на основе чего создается индивидуальная траектория развития ребенка.
К 2025 году в рамках сети RYBAKOV PLAYSCHOOL планируется открытие 1000 образовательных учреждений по всей стране. Ожидается, что посещать образовательные учреждения сети и пользоваться разработанными методистами PLAYSCHOOL дистанционными сервисами к этому времени смогут не менее 100 000 семей.