Золотой век Испании и его великолепие сохранились не только на Пиренейском полуострове. В конце Средневековья, 12 октября 1492 года, произошла одна из важнейших вех в истории: Христофор Колумб открыл «новый мир», положив начало «Эре открытий», которая приведет нас в мир каким мы знаем его сегодня.
Вопреки ошибочному представлению, именно в тот момент Испания привозит в новые земли всю свою культуру, в тоже время смешиваясь там с культурой американского континента. Что касается музыки, то испанцы обнаружили огромные музыкальные способности коренных народов Америки, по некоторым данным, «индейцы были гораздо более талантливы в музыке, чем испанцы». Пожалуй, именно здесь это культурное смешение ощущается сильнее всего. В 1622 году Хуан Перес де Боканегра вместе со своим учеником, инком по происхождению, написал и опубликовал первое полифоническое произведение в Америке «Hanacpachap cussicuinin», таким образом смешав в этом гимне Деве Марии европейскую музыку с текстом на языке кечуа.
И хотя это самый известный музыкальный пример, непрерывное культурное смешение старой европейской Испании и Испании Нового Света сделало музыку барокко по другую сторону океана настолько особенной, что, несмотря на сохранение своих европейских корней, она полностью отличается от любой другой музыки, поскольку бережно сохраняет коренные традиции новых земель.
К сожалению, в 19 веке, после бедствий, вызванных наполеоновскими войнами, большинство испанских провинций в Америке стали независимыми, культурное смешение закончилось и вся эта музыка канула в полное забвение.
Премьера уникальной программы Даниэля Сальвадора — солиста «Творческой Мастерской Леонида Лундстрема» откроет нам совершенно неизвестную музыку: органные произведения эпохи Барокко в Латинской Америке и во всех других землях, которые в какой-то момент своей истории были частью Испании.
Пожалуй, это самый личный проект испанского органиста, которому было посвящено огромное количество времени. Шесть лет автор программы занимался исследованием, перечитывал сотни документов того времени и изучал забытое культурное наследие, стремясь тем самым опровергнуть устоявшуюся “черную легенду” об Испании посредством музыки.
По словам испанского органиста: “Золотой век Испании касается не только самой Испании, он принадлежит каждому народу, с которым мы, испанцы, имеем общую историю, от границ русской Аляски до пределов Патагонии. Пришло время всем этим народам занять свое место в истории музыки”.