Финальный концерт Всероссийского конкурса молодых композиторов, приуроченного к 67-й сессии Международного форума организаций эфирного вещания International Rostrum of Composers, состоялся в зале РАМ им. Гнесиных 23 сентября 2021 года.
Организаторами конкурса выступили Российский музыкальный союз, радиостанция «Орфей» и Союз композиторов России. Ведущие вечера – сотрудники радиостанции «Орфей» Кирилл Радциг и Ирина Тушинцева – сообщили, что финальный концерт записывается в Академии музыки для радио, а на сайте радиостанции «Орфей» ведется прямая трансляция.
С приветственным словом к участникам, жюри и зрителям обратился генеральный директор Российского музыкального союза, заслуженный деятель искусств России, композитор Александр Клевицкий, который руководит Академическим Большим концертным оркестром им. Ю.В.Силантьева, исполнявшим в финале несколько произведений участников конкурса с дирижером Денисом Кирпанёвым.
– С праздником музыки! – поздравил Александр Клевицкий собравшихся в зале РАМ им. Гнесиных и тех, кто наблюдал за происходящим на сайте «Орфея». – Сердечно благодарю Российский музыкальный союз за воплощение заветной музыкальной мечты. Настоящее счастье, что мы наконец-то сегодня смогли здесь собраться. А радио «Орфей» я от всей души поздравляю с тридцатилетием.
Произведения участников оценивало жюри, в состав которого вошли композиторы Ефрем Подгайц, Петр Айду, Татьяна Камышева, Эльмир Низамов, Антон Танонов.
Председатель жюри Ефрем Подгайц подчеркнул, что в этом году победители впервые выбираются по трем номинациям: «Симфоническая музыка», «Камерная инструментальная и вокальная музыка» и «Хоровая музыка».
Первым в номинации «Симфоническая музыка» выступил Алексей Чернаков с сочинением «Concertando для фортепиано с оркестром». По замыслу автора, дерзость и свобода находящегося в движении человека сменяются в его творении резкой остановкой, заставляющей задуматься о смысле бытия. Партию рояля исполнил сам автор.
Далее прозвучал «Концерт для симфонического оркестра «Аномалия» Кирилла Архипова. Авторская трактовка подразумевала столкновение ритмов минималистов с ранними опусами Рахманинова, а экспрессионизма нововенцев – с техно и «коммерческим звучанием» современных российских популярных артистов. Владимир Ладомиров в сочинении для оркестра «После Альтамиры…» продемонстрировал драматизм зарождения и гибели культур на примере живописи каменного века, найденной в испанской пещере Альтамира.
Номинацию «Камерная инструментальная и вокальная музыка» открыл Диптих для голоса и камерного оркестра «Лесные сказки татар», в котором Аделия Файзуллина опиралась на татарские сказания и фольклорную тематику. Музыка молодого композитора из Казани прозвучала в исполнении камерного состава Оркестра им. Ю.В.Силантьева под управлением Владимира Фадеева.
Яков Александров в струнном квартете «Lux Aeterna» сначала показал калейдоскоп эмоций человека, а затем – внезапное замирание перед лицом вечности.
Владимир Ладомиров в композиции для камерного ансамбля «Белый шум» утвердил равноценность интуитивного постижения реальности и ее рационального познания. Два последних сочинения в номинации «Камерная музыка» исполнили солисты Московского Ансамбля Современной Музыки.
Произведения в номинации «Хоровая музыка» прозвучали в исполнении Камерного хора Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва. Эта номинация стартовала с «Лирического гимна» на тему бельгийской легенды о волшебном коне Баярде. Эту работу Константин Комольцев создал в 2018 году для Екатеринбургского детского театра оперы и балета.
Елена Вайнберг в «Gloria» для женского хора задалась целью не воссоздавать канон, а представить мир мыслей человека, читающего молитву и осознающего добро и зло разными сторонами своей личности. Яков Александров при создании Хорового сочинения на народные тексты «Весна» вдохновлялся фольклорными источниками.
Пока жюри совещалось, выбирая лучших из лучших, для зрителей была исполнена «Реминисценция/Преодоление» для гуслей, балалайки и виолончели Екатерины Бузовкиной, ставшей лауреатом Всероссийского конкурса молодых композиторов в 2019 году. Имена победителей объявил председатель жюри Ефрем Подгайц. В итоге призовые места распределились следующим образом:
«Симфоническая музыка»
1-е место – Кирилл Архипов
2-е место – Алексей Чернаков
3-е место – Владимир Ладомиров
«Камерная инструментальная и вокальная музыка»
1-е место – Владимир Ладомиров
2-е место – Яков Александров, Аделия Файзуллина (набрали одинаковое число голосов)
«Хоровая музыка»
1-е место – Елена Вайнберг
2-е место – Яков Александров
3-е место – Константин Комольцев
– Я искренне рад, что финал состоялся, – признался Ефрем Подгайц. – Финальные выступления должны были пройти в Ярославле, но волею судеб мы оказались здесь. Жизнь продолжается – и это главное. Каждый делает свое дело: музыканты сочиняют и исполняют музыку, а зрители радуются хорошим произведениям вместо того, чтобы смотреть печальные новости по телевизору.
Все финалисты получили дипломы лауреатов, а записи сочинений победителей будут представлены радиостанцией «Орфей» в Белграде, где с 12 по 15 октября пройдет 67-я сессия Международного форума организаций эфирного вещания International Rostrum of Composers.
Фотограф — Елизавета Фролова