Открытие 2-го сезона Нового Театра под руководством Эдуарда Боякова

 

14 сентября 2023 года состоялся сбор труппы и открытие 2-го сезона Нового Театра.

Творческий коллектив театра – артисты, режиссеры, художники, работники постановочной части, сотрудники, а также преподаватели и студенты Школы Нового Театра – собрались в своей главной резиденции – усадьбе Салтыковых-Чертковых. Во встрече приняли участие драматурги Святослав Рыбас и Алексей Зензинов, режиссеры Валентин Клементьев, Александр Легчаков и Сергей Глазков, певица Елена Терентьева, поэт Мария Ватутина, народный артист России Дмитрий Певцов.

Театр заявил об одиннадцати спектаклях и одном большом поэтическом проекте. Три названия были представлены в первом сезоне. Остальные девять зрители увидят в сезоне 2023-2024 гг.

Подробно о планах Нового Театра рассказал художественный руководитель Нового Театра Эдуар Бояков:

В чем смысл нашего театра? Почему мы сегодня начали создавать театр в Москве, в городе, где существуют 200 театров, пользующихся государственной поддержкой? Почему мы, не имея такой поддержки, берем на себя столь серьезные амбиции? Потому что есть ощущение ИДЕИ. Есть вера в то, что, создав сложный полноценный разнообразный репертуар, мы сможем собрать своего зрителя. И не просто играть для него сегодня комедию, завтра – трагедию, а послезавтра – документально-исторический спектакль или водевиль. Но сможем действительно воспитать нашего зрителя, сможем вернуть отношение русского человека к театру как к духовной кафедре, как к экзистенциальному опыту, к тому, что развивает его душу. Такова наша вера и я думаю, если все соберется – все эти 12 спектаклей – они должны дать ответ на этот запрос целиком. У нас есть спектакли для 50 зрителей, а какие-то – рассчитаны на 1500 зрителей. И то и другое важно. Все вместе – не арифметическая сумма, а настоящая синергия.

Эдуард Бояков отметил, что первый год жизни театра это этап становления и формирования творческих идей. Размышляя о развитии театра, Бояков отметил роль команды и единомышленников, попечителей театра. В рамках первого сезона широкая московская публика узнала о спектакле «Гримёр», который стал главной иммерсивной постановкой столицы: театр отыграл 140 спектаклей, его увидели 30 тысяч зрителей. Показы проходили при поддержке корпорации «Синергия».

Вадим Лобов, член попечительского совета, президент корпорации «Синергия»:

Поддержка культурных инициатив в сфере искусства — важное направление деятельности Корпорации. Новый театр стал одной из точек притяжения столичной публики, а расширение репертуара театра в новом сезоне — важный и нужный шаг, который мы всесторонне поддерживаем.

Среди премьер первого сезона — комедия «Скупой» с Леонидом Якубовичем в главной роли, «Государев венец», спектакль необычного формата с участием протоиерея Артемия Владимирова.

Эдуард Бояков подчеркнул, что настоящий репертуарный театр не может обойтись без спектаклей для детской и семейной аудитории. Уже в октябре Новый Театр пригласит детей с родителями на две премьеры: 1 октября в Международный день музыки состоится первый показ «Детского альбома Чайковского» (ко-продукция Нового Театра и Московского оперного дома), а 28 октября – «Морозко».

Александр Легчаков, руководитель Московского оперного дома, режиссер «Детского альбома Чайковского»:

Музыкальный спектакль – большая ответственность, новый вызов для Нового Театра. Искусство измеряется шедеврами. «Детский альбом» П.И. Чайковского – шедевр, который нам уже дан. У меня возникла идея сделать на его основе иммерсивный мюзикл для детей, когда они смогут перемещаться по всему особняку, путешествуя по различным странам, побывать в Италии, России, Германии. А еще смогут совершить самое главное – путешествие своей души: мы сможем почувствовать, как ребенок прямо при нас набирается искренности. Когда-то я услышал замечательное определение понятия «искренность»: это такое состояние, когда слышишь о божественном знании и не проходишь мимо него. Детский альбом – про это. Очень тонкая энергия этого произведения истончается к финалу и в конце мы врываемся в божественную реальность.

Алексей Зензинов, драматург, автор пьесы «Морозко»:

Возможно, зрители, которые соберутся на наш спектакль «Морозко», вспомнят об одноименном советском фильме. Но наша сказка – совершенно иная. Это история, где встречаются холодный, рассудительный, правильный закон и горячая, яркая любовь. Что происходит во время этой встречи, как Морозко ищет свою единственную суженую, вы увидите и узнаете, когда придете к нам на премьеру. Я с большой ответственностью отношусь к этой работе, потому что понимаю, что в зале будут сидеть и мои дети. Здесь нельзя фальшивить. Большое спасибо режиссеру Гарольду Стрелкову, который является настоящим специалистом по морфологии сказки, по русской мифологии. Благодаря ему появились новые дополнительные краски.

О своем участии в спектакле «Лавр», премьера которого пройдет на сцене Театра Российской Армии 5 и 6 октября, рассказал исполнитель главной роли народный артист России Дмитрий Певцов:

Уважаемые жертвы театра (именно так Дмитрий Анатольевич обратился к присутствующим, чем вызвал смех и аплодисменты), я на самом деле – жертва этого спектакля. Когда прочитал роман, был уверен, что поставить его на сцене невозможно. Но после того, как пришел на репетицию, сказал себе: или ты останешься человеком, или уйдешь отсюда, и у тебя останется долг по жизни. Я очень рад, что в этом участвую. Скажу правду – я не люблю играть. Для меня это отошло на второй план. Но здесь я не «играю». Это важный разговор со зрителем о том, кто мы, куда мы идем. И как можно стать святым в нашей стране. Роман Евгения Водолазкина, постановка Эдуарда Боякова – дают нам понять, как можно, сознавая свою греховность, незаметно стать святым. Такого в литературе раньше не было и поэтому я здесь с вами. Второй сезон… Вспомнилась фраза из «Лавра»: «Родившиеся ранее не пережили первого года…» Вы пережили. И это уже хорошо. Знаю, что этот год был страшный, упорный, потный, полный целенаправленной работы, чтобы дело шло дальше. Процитирую еще одно классическое произведение – «38 попугаев». Когда Удав спрашивает: «Два ореха – это куча?» Так вот в этом случае – да. И я желаю, чтобы эта куча орехов складывалась дальше. Я очень рад, что появился театр, у которого есть идея. Так всегда было в основе нашей страны со времен Крещения Руси. Поздравляя нас всех с началом сезона, повторю фразу инженера Христофора Антоновича Миниха, который по вызову Петра Первого строил гидротехнические сооружения Кронштадта: «Наше государство отличается от других тем, что напрямую управляется Господом Богом. Иначе невозможно понять, как оно существует. С Богом, товарищи!

Как рассказал Эдуард Бояков, во втором сезоне появится еще ряд спектаклей: «Петр и Феврония» и «Николай. Простой чудотворец» – режиссер Сергей Глазков ставит их в редком для современного театра жанре — «житие».

Музыкальный спектакль «Красный Моцарт» с музыкой Исаака Дунаевского по пьесе Дмитрия Минченка представила певица Елена Терентьева, которая сыграет в нем одну из главных ролей. «Розовое платье» – сиквел чеховских «Трех сестер», придуманный драматургом Натальей Мошиной в постановке Эдуарда Боякова, зрители увидят в конце сезона.

Важным проектом Нового Театра станет серия поэтических спектаклей «Поэт. док». Это продолжение концептуальной программы Нового Театра, жизнь которого началась 12 сентября 2022 года с поэтического представления «Бессмертный голос» с участием современных поэтов – Игоря Караулова и Влада Маленко. Проект представила одна из героинь «Поэт.док» Мария Ватутина:

Новый Театр несомненно будет держать связь с современной литературой. И его литературоцентричность, надеюсь, будет углубляться. Народ ждет от Нового Театра спектаклей и разговора о том, что сейчас происходит с Россией, о нашей борьбе, о наших героях. Ждет появления на сцене положительного героя, который бы формировал образец для нашей молодежи. Поэзия – тот вид литературы, который быстрее откликается на современную историю, поэтому с нее легче начать. Новый Театр не только предъявляет поэзию. Он является другом писателей, их домом. Идея не только познакомить зрителя со стихами, но и представить их авторов – глубокая идея. У каждого поколения должен быть свой поэт, люди должны их знать.

Эдуард Бояков, подчеркнув, что Новый Театр не имеет государственного финансирования, поблагодарил попечителей за поддержку. Попечитель Нового Театра председатель Московского экономического форума Константин Бабкин в своем выступлении продолжил тему необходимости работы с современной темой:

Время новое, время бурное. И ему надо соответствовать не только в экономическом, в промышленном плане, но и в искусстве. Это обязательно! Надо трактовать историю, надо рисовать будущее, надо молодежь воспитывать. Уважай историю, овладевай новыми технологиями, веди народ в светлое будущее – это прекрасная концепция. Редкая в театре и в современном кино. Убежден, что надо не только историю освещать, хотя это прекрасно, по-новому ее трактовать, показывать личности прошлого, среди которых были замечательные люди, на достижениях которых мы сегодня стоим, но надо и современные проблемы освещать. Великие писатели писали о своем времени. Очень жду таких спектаклей. Уверен, что они появятся, и мы будем поддерживать.

Вечером состоялась премьера спектакля «Столыпин. У премьер-министра мало друзей».

Автор пьесы «Столыпин. У премьер-министра мало друзей», историк, драматург Святослав Рыбас:

В свое время я был одним из инициаторов восстановления Храма Христа Спасителя. И тогда познакомился с Патриархом Алексием Вторым. Патриарх как-то рассказал, что его предок был среди русских воинов, которые вошли в Париж, победив Наполеона. А я в свою очередь поведал о своем предке, который был участником Бородинской битвы. И он сказал: «Как только мы стали заниматься восстановлением Храма, наши предки нам открылись и нам помогали. И вот Храм стоит». Петр Аркадьевич Столыпин как один из крупнейших деятелей начала ХХ века, судьба которого до сих пор переосмысливается, он тоже с нами. То, что Эдуард Бояков решил эту пьесу поставить, не случайно. Глубоко благодарен всем, кто поставил и сыграл этот спектакль. А в завершение скажу: было три фигуры в начале ХХ века, деятельность которых до сих пор отражается в наших судьбах: это Сергей Юльевич Витте, Петр Аркадьевич Столыпин и Иосиф Виссарионович Сталин, судьба которого была переплетена в самом начале его деятельности с Петром Столыпиным.

Эдуард Бояков, худрук Нового Театра, режиссер-постановщик спектакля:

Столыпин – ключевая фигура русской истории начала ХХ века. Это время, которое демонстрирует невероятные рифмы со временем сегодняшним. В том числе тяжелые и драматические. Были ошибки людей, считавших себя патриотами, ошибки, которые привели к драматическим событиями ХХ века. Несколько месяцев назад мы показали эскизы спектакля на Московском Экономическом Форуме и были поражены реакцией современных крупных бизнесменов. Они говорили о том, что аналогичные беседы вели с председателем центробанка, министром финансов или премьером.

Сегодня нам необходимо разобраться в этих процессах, чтобы не повторять ошибок. Однако мы – театр. Наша задача – художественная, а не публицистическая. Мы стараемся разобраться в душах этих людей – Петра Столыпина, Николая Второго – у которых были семьи, обязательства перед собственными детьми. Невероятно, но одна из дочерей Петра Аркадьевича имела отношения с человеком, который готовил покушение на ее отца. Или такой факт: Столыпин подписал распоряжение о ссылке Иосифа Джугашвили. Вот так возникает историческая мозаика…