С 11 сентября 2024 года до 12 января 2025 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», посвященная истории отъезда поэта за границу, его жизни в Европе и Америке. Экспозиция впервые подробно рассказывает о реальных маршрутах Бродского-эмигранта с 1972 по 1996 год и о его перемещениях в поэтических пространствах. Биографическое повествование выставки строится на мемориальных предметах из Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, музея «Полторы комнаты», Российской национальной библиотеки и частных собраний. Воображаемые маршруты Бродского часто проходили через миры изобразительного искусства: через живописные полотна Клода Лоррена, композиции Джованни Баттиста Пиранези, офорты Рембрандта Харменса ван Рейна, конструкции Жоржа Брака. В экспозицию вошли произведения из ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея «Царскосельская коллекция» и частных собраний. Генеральный партнер проекта — Сбер.
Шесть разделов выставки рассказывают об основных направлениях путешествий Иосифа Бродского (1940–1996) с момента его отъезда — о Великобритании, США, Швеции и Италии — странах, в которых поэт подолгу жил и куда возвращался. Экспозиция начинается с пространства, воссоздающего ленинградский родительский дом — «полторы комнаты» (по определению самого Бродского) в коммунальной квартире на улице Пестеля. Обстановка комнат и рабочий стол поэта сохранились благодаря подробной съемке Михаила Мильчика, сделавшего серию фотографий в день отъезда. Последующие места жительства оказывались условным домом для Бродского: в каждом из них он подсознательно воспроизводил вокруг письменного стола тесное пространство «полутора комнат». Логика построения экспозиции основана на воссоздании этого «модуля существования» — кабинета с узнаваемыми чертами в разных географических точках.
Второй зал «Аэропорт» посвящен 4 июня 1972 года. В этот день Бродский навсегда покинул Ленинград. К тому времени на родине поэта было опубликовано восемь его стихотворений, несколько десятков переводов и детских стихов. В экспозиции представлены ранее не выставлявшиеся документы: выездная израильская виза и авиабилет в Вену. В эссе «Место не хуже любого» (1986), к которому отсылает название выставки, Бродский писал: «Лучший способ оградить ваше подсознание от перегрузки — делать снимки: ваша камера, так сказать, — ваш громоотвод». На проводах присутствовало около 25 друзей — все они запечатлены на фотографиях с последней встречи в Ленинграде.
Третий раздел «Британия» рассказывает о первом значимом для Бродского зарубежье и о важной роли английского языка, на котором он начал сочинять в эмиграции. Переводы произведений англоязычных писателей, таких как Джон Донн (1572–1631), Роберт Фрост (1874–1963) и Уистен Оден (1907–1973), поэт начал делать еще в СССР. С редкими изданиями их книг соседствуют фотографии, сделанные Бродским во время ежегодных поездок в Великобританию.
Раздел «Америка» посвящен городам Энн-Арбор, Нью-Йорк, Саут-Хедли, где Бродский работал. В Мичиганский университет в Энн-Арбор его пригласили в качестве poet-in-residence, то есть поэта-преподавателя. В Америке были изданы многие поэтические сборники Бродского и последующие собрания сочинений. Главный мотив раздела — овладение чужим языком, которое символизирует печатная машинка на латинице. Здесь собраны первые американские публикации и альбом фотографий, сделанный родителями Бродского из присланных им снимков.
Зал, рассказывающий о триумфе Бродского, связан со Швецией: в нем представлены фотографии с вручения Нобелевской премии в Стокгольме (1987 год), брошюра с переводами выступлений и входной билет на имя Иосифа Бродского. Из-за географической близости Швеции, куда поэт ежегодно приезжал с конца 1980-х гг., и его родного Ленинграда в текстах 1989–1994 гг. часто возникают ностальгические образы прошлого. Первые переводы стихотворений на шведский язык были выполнены шведским славистом Бенгтом Янгфельдтом (род. 1948). В экспозицию вошли книги с рукописными правками и фотографии из его личного архива, на которых Бродский запечатлен на фоне северных пейзажей с друзьями и женой Марией Соццани (род. 1969).
Последний зал выставки посвящен Венеции: его экспонаты создают образ города, в котором Бродский мечтал побывать задолго до отъезда из Советского Союза. Раздел открывает фрагмент из фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции» (1971) и живопись венецианца Франческо Гварди. В одном из интервью Бродский так описал свою любовь к Венеции: «Она во многом похожа на мой родной город, Петербург. <…> Если существует перевоплощение, я хотел бы свою следующую жизнь прожить в Венеции — быть там кошкой, чем угодно, даже крысой, но обязательно в Венеции». Италия стала последним «домом» поэта: в 1997 году Бродский был похоронен на венецианском кладбище Сан-Микеле.
Специально для выставки Сбер Лабораторией разработан AR-маршрут, выстраивающий на основе новейших технологий дополнительную линию повествования: сюжеты по биографии поэта и по истории предметов, вошедших в экспозицию.
Проект сопровождается публичной образовательной и инклюзивной программой, обзорными и тематическими экскурсиями.
Выражается особая благодарность члену попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности, меценату Борису Александровичу Соколу, при поддержке которого был реализован данный проект.
Даты проведения: 11 сентября 2024 — 12 января 2025 года
Возрастное ограничение: 18+
Кураторы: Юлия Сенина, Мария Гадас