- Вы выиграли последнюю гонку REC в году и класс CN Pro. Как Вы оцените сезон и уровень заездов? Насколько вышло сложно, что оказалось самым трудным?
Начну с того, что за последние пару лет уровень REC заметно вырос – это касается и конкуренции, и освещения серии, и посещаемости гонок. И победы не даются легко. Главные наши соперники по борьбе за победы в «абсолюте» – это машины GT3. У них более мощные двигатели, поэтому на прямых они быстрее. Но зато наш прототип легче и у него более эффективная аэродинамика, что дает преимущество в поворотах. Но в целом баланс сил очень ровный, поэтому приходится во всех аспектах – и в пилотировании, и в тактике – добиваться максимума, чтобы оказаться на финише первым. А на финальном этапе нынешнего сезона вдобавок нам из-за пропущенной по техническим проблемам квалификации пришлось стартовать с самого последнего места – позади более трех десятков автомобилей. И, несмотря на это, мы выиграли! Это победа напомнила мне наш триумф на финальном этапе чемпионата мира по гонкам на выносливость в Бахрейне семь лет назад, когда наш экипаж также победил с последней стартовой позиции.
- В сети не так много информации о вашем прототипе G01 – можете рассказать о нем? Кто его разрабатывал и собирал? Какой мотор? В чем главные фишки? К какому международному классу он ближе всех?
Базой для нашего прототипа послужило шасси Ligier JS 53. G-Drive G01 подготовлен нашей командой, в которую входят молодые специалисты Московского Политеха, с которым у нас специальная программа по линии гоночного инжиниринга. Прототип оснащен карбоновым монококом, укрытый композитным кузовом из стекловолокна. Мотор – двухлитровый «атмосферник», 4-цилиндровый. Коробка передач – 6-ступенчатая, секвентальная. Мощность – 255 л.с. И это при массе 570 кг. Прототип соответствует требованиям международного класса CN.
- Сейчас, выходит, в России появились даже два чемпионата на выносливость – REC и СМП РСКГ Эндуранс. Не было идеи попробовать там погоняться с вашим прототипом?
Мы планируем выступить на финальном этапе в Сочи. Вместе со мной в экипаже поедут чемпионы двух первых сезонов G-Drive Cup, который с прошлого года организует «Газпром нефть». Теперь Кириллу Киракозову и Александру Дудареву предстоит сменить привычный Shortcut на более быстрый и мощный прототип G-Drive G01.
- Не было планов попробовать погоняться в каких-нибудь азиатских сериях, как делал Никита Мазепин с Азиатской серией Ле-Ман?
В прошлом году наша команда приняла решение сконцентрироваться на российских соревнованиях, чтобы, используя успешных многолетний опыт G-Drive Racing на международной арене, повышать уровень и популярность автоспорта в нашей стране. Сейчас это наш основной приоритет. При этом я считаю, что на международную арену возвращаться, конечно, нужно – как только для этого снова появятся приемлемые условия.
- Как вы вообще оцениваете прототип BR03? Заметили у него какие-то сильные или слабые стороны?
Это, безусловно, интересный проект. Само по себе появление отечественного прототипа в российских гонках – это позитивное событие. Детально оценивать машину не могу, поскольку для этого мне нужно опробовать ее в деле. Но будет интересно посоперничать с пилотами на BR03 в Сочи. В прошлом году на автодроме «Игора Драйв» мы уже с ними соревновались – и тогда наша команда взяла верх. Постараемся повторить этот успех.
- В чем различия проектов ваших прототипов?
В целом по энерговооруженности машины близки, поэтому можно ожидать равную и упорную борьбу. Мотор у BR03 стоит мощнее, но, с другой стороны, наш прототип легче. Главное внешнее отличие – у G01 открытый кокпит, тогда как BR03 имеет, как говорят в авиации, фонарь.
- Вы участвуете в проекте суперкара Rossa.Можете рассказать, что это будет? Увидим ли мы его в гонках?
Работа над этим проектом ведется, я принимаю в ней непосредственное участие. И не стану скрывать, что мы планируем выступать на гоночной версии Rossa в соревнованиях.
- В сеть утекли изображения патента и фотография реального прототипа – они имеют отношение к реальности?
Позволю себе сохранить интригу. Как придет время, мы обо всем расскажем и все покажем. Обещаю, это будет интересно!
- Борис Ротенберг на панели ПМЭФ рассказал, что есть сильные китайские гоночные серии. А какое ваше мнение, как у них с уровнем автоспорта?
Полностью соглашусь с Борисом Романовичем. От себя добавлю, что было бы здорово, если в будущем один из этапов китайского чемпионата прошел, скажем, на автодроме «Игора Драйв».
- Создалось впечатление, что несмотря на бум автопрома в Китае, страна так и не заинтересовалась гонками по-настоящему. Оно ошибочное?
Это зависит от политики производителей – будут ли они продвигать свою продукцию через гонки. Но я считаю ДВС по-прежнему должен оставаться приоритетным для автоспорта, возможно, с гибридными технологиями и инновационными технологиями в области топлива.
- Сейчас Китай выходит на лидирующие места по разработке и производству электромобилей. Может ли случиться рывок там? Ведь электрических серий в мире не так-то много, а популярных стоковых практически нет.
Это зависит от политики производителей – будут ли они продвигать свою продукцию через гонки.
- Если китайские машины придут в российский автоспорт – будет ли это прогресс? Смогут ли они соревноваться с «Мерседесами» или «Ламборгини» из классов GT?
Думаю, об этом сейчас говорить слишком рано. Чтобы конкурировать с упомянутыми марками, нужно создать машину класса GT3, произвести необходимое для омологации количество дорожных версий – на данный момент о таких машинах китайского производство я не слышал. Но чем больше разнообразия техники – тем интереснее.
- Как сейчас с точки зрения техники обстоят дела с гонками в России?
У наших болельщиков есть возможность своими глазами видеть на российских трассах современные гоночные машины – и прототипы, и GT, и туринговые машины, в том числе класса TCR. Взгляните на стартовую решетку финального этапа REC на Moscow Raceway – 33 машины разных классов! Очень важно, чтобы больше рекламодателей приходили в автоспорт, поскольку его развитие напрямую зависит от инвестиций. Нужно понимать, что в автоспорте сама гонка – это лишь 10% от той работы, которую ведут команды. Остальные 90% – это тесты, сборы, тренировки и прочие подготовительные к соревнованиям работы. Увы, это понимают пока немногие.
- Какую гонку в России сейчас считаете главной в стране? А какую серию?
Безусловно стоит выделить международный ралли-рейд «Шелковый путь», в котором мне довелось выступить минувшим летом. Это очень масштабная гонка с высочайшим уровнем организации. Если говорить о «кольце», то я бы назвал этап REC на автодроме «Игора Драйв», который второй год подряд прошел в рамках большого фестиваля Garage Fest. И, конечно, нельзя не упомянуть российский туринговый чемпионат G-Drive СМП РСКГ, в рамках которого, кстати, и проходит наш G-Drive Cup, о котором я уже упоминал.
- Существует тенденция, что значимые лица автоспорта становятся амбассадорами различных компаний. Как такое сотрудничество помогает поддерживать и развивать автогоночную индустрию?
Такое сотрудничество полезно и для компаний, и для спортсменов. Мне интересно участвовать в подобных проектах. Например, у меня давние хорошие взаимоотношения с группой компаний АВТОДОМ. Я признателен за поддержку и рад быть ее амбассадором.
- Замечали какой-то интерес со стороны зарубежных гонщиков или команд в участии в российских гонках? Команд из Китая, например, или других стран?
Интерес, безусловно, есть. Кстати, в прошедшем сезоне REC на гонки, несмотря на все трудности, приезжали даже пилоты из Европы. Мы всегда рады нашим гостям!
- В Индии вновь гоночный бум. Следите за ним? Не думали попробовать погоняться там?
Пока я сконцентрирован на гонках в России, чтобы радовать наших болельщиков. Самое главное сейчас – это повышать популярность автоспорта в нашей стране, развивать ту самую гоночную культуру. В этом направлении и работаем.