Ранним крещенским утром 19 января мы, группой состоящей из журналистов и блогеров отправились в однодневный тур Москва-Таруса-Москва, посвящённый 130-летию со дня рождения родной сестры Марины Цветаевой – Анастасии. Сопровождали нас в путешествии Светлана Ясная и Александр Садовников. Именно с их поэтического баттла и начался наш день в чате, который был создан для участников пресс-тура.
Светлана: Да, тяжело с утра вставать,
В одежду тело одевать,
Его на Аннино везти…
Кто в теме рифму подхвати!
Александр: …сказав при этом, ну прости…))
Светлана: а мне оно: «Нет! Не прощу, вот высплюсь завтра, отомщу!»
Пожалуй, столь креативного и яркого начала пресс-тура до этого момента никто не видел. К большому сожалению, муза у визитёров дремала, так что Александр не без юмора отметил:
Похоже по отсутствию ответов
В пресс-туре только Я буду
И Света…)))
От Москвы до Тарусы 130 километров и большинство надеялись на реванш у раннего подъема и поспать ещё немного, но не тут то было! Александр Садовников, так увлек нас разнообразными байками, не забывая при том рассказывать о Тарусе и Марине Цветаевой, а затем даже провёл викторину с подарками, что сон пропал окончательно. Мы даже не заметили, как прибыли к месту назначения.
Таруса – уникальный город в Калужской области. Большинство зданий здесь – одноэтажные, и сохранились они с XIX века. Город назван в честь реки Таруса, на которой и был основан. Первое упоминание Тарусы датируется 1246 годом. В Тарусе живет всего лишь около 10 тысяч человек.
Таруса стала любимым городом многих творческих личностей: здесь жили Марина Цветаева, Василий Поленов, Николай Заболоцкий, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина. Но, прежде всего, Таруса связана именно с Мариной Цветаевой.
Трагическая судьба Марины Цветаевой едва ли может обойти сердца людей не заронив в них печаль. Она рано лишилась родителей, долгое время жила в эмиграции, а по возвращении на родину стала свидетельницей арестов родных и близких: сестры, мужа и старшей дочери, при этом ещё ранее ее младшая дочь умерла от голода в Гражданскую войну. В последние годы своей жизни она была всеми покинута, жила в ссылке. Не в силах вынести свалившиеся на нее тяготы, поэтесса покончила жизнь самоубийством.
Но здесь, в Тарусе, во времена своих детских лет она была по-настоящему счастлива! Я старалась, прогуливаясь по Тарусе, держать в мыслях именно это осознание.
Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.
К Богу идут облака;
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, –
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
Что же это за город такой, куда так стремились поэты и художники? Почему они стремились именно сюда? Всё просто. Невероятная красота природы этого места.
Пожалуй, семья Цветаевых стала в Тарусе первыми дачниками. Отец Марины, Иван Владимирович, нередко приезжал сюда навестить родственников. Его двоюродная сестра Елена здесь же вышла замуж за местного земского врача Ивана Зиновьевича Добротворского. Иван Владимирович к ним наведывался, а затем, в 1892 году взял, да и арендовал здесь дом. Так что родившуюся в том же самом году Марину стали привозить в Тарусу буквально с младенчества. Дом Цветаевых стоял на холме над Окой, в двух километрах от города. Местечко называлось «Песочное». Это был старый барский дом исчезнувшего имения, который город «пустил» под дачу. Он был небольшой, деревянный и очень уютный, с мезонином, с большой террасой и с маленьким верхним балкончиком. С балкона открывались заокские дали, сквозь верхушки деревьев мелькала и блестела на солнце Ока.
К сожалению, дом Цветаевых в Песочном не сохранился. В середине 20 века в нем устроили санаторий, а когда дом стал требовать ремонта, приводить в порядок его не стали, а разобрали и доски сожгли. Что поделать, советские годы, советские умыслы… Остался макет.
Но советские годы прошли и не могло оставаться так, чтобы в Тарусе не было мест, посвященных Марине Цветаевой. В 1992 году здесь открыли музей Марины Цветаевой, который официально именуется музеем семьи Цветаевых. В 2006 году на берегу Оки установили памятник Марине Цветаевой.
Что же касается музея, то он расположен в деревянном доме в самом центре города. Этот дом принадлежал дедушке Марины по материнской линии – Александру Даниловичу Мейну. Чета Цветаевых, проживая на даче в Песочном, часто приезжали сюда в гости. Назывался дом «у Тью». Дело в том, что Александр Данилович был женат на бывшей гувернантке Цветаевых — швейцарке Сусанне Давыдовне. Дети называли ее Тетя, но так как она сама по-русски говорила с акцентом, то сама себя называла «Тью». Так и повелось. Александр Данилович купил дом для Сусанны в 1899 году, и после его смерти она прожила в нем еще целых 20 лет. Марина и Анастасия Цветаевы в детстве очень любили бывать «у Тью». По воспоминаниям, дом им всегда казался большим, праздничным и нарядным.
В экспозиции музея представлены материалы, посвящённые Марине Цветаевой и всей её семье.
Среди мемориальных экспонатов музея – мебель из московского дома в Трёхпрудном переулке, в котором родилась Марина Ивановна, предметы, принадлежавшие ей, её близким и родным, тарусским родственникам и друзьям, их личные вещи, документы и подлинные фотографии; книги с автографами Марины Цветаевой, прижизненные издания, письма, автографы членов семьи Цветаевых и известных деятелей культуры; рисунки и акварели дочери Марины Цветаевой и Сергея Эфрона Ареадны, большое собрание книг Х1Х-ХХ веков на русском и иностранных языках и многое другое.
Среди фотографий есть фото девочки Елены Дьяконовой. Она больше известна как Гала, жена Сальвадора Дали. Малоизвестный факт: они учились с Мариной и Анастасией в одной гимназии и даже были подругами.
Экскурсовод Юлия Прохорова очень интересно рассказывала об экспонатах музея, о всех членах семьи Цветаевых.
При музее есть маленький магазинчик сувениров с картинами местных художников и книгами. Не купить книгу Марины Цветаевой с экслибрисом музея было бы преступлением.
Далее экскурсовод Наталья Львовна Зайцева повела нас на экскурсию-прогулку по городу к Оке, где находится уже упомянутый памятник Марине Цветаевой.
Поэтесса стоит на круглом пьедестале босая, в длинном платье, накинутой на плечи шали, прижав к груди левую руку, печально взирая с высокого берега Оки. Наталья Львовна не только красиво читала стихи, но и пела нам песни на стихи Цветаевой.
Марина Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года, будучи в эвакуации в Елабуге. Похоронена она там же, на Петропавловском кладбище. Но за несколько лет до гибели в эссе «Хлыстовки» Цветаева написала: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище… Но если это несбыточно, я бы хотела, чтобы… поставили, камень: “Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева”». Камень с этими словами установлен на берегу Оки в 1988 году, к нему ведут указатели. Но добраться до него, мы просто не смогли из-за сугробов, там уже было бы снега по пояс. Оттого появился повод побывать здесь летом: прокатиться на теплоходе по Оке, дойти до этого именного камня и вдохнуть необыкновенный Цветаевский воздух.
Совсем недалеко от памятника Марине Цветаевой в сентябре 2013 года появился памятник еще одной поэтессе – Белле Ахмадулиной. Эти две скульптуры стоят лицом друг к другу, и автор у них один и тот же — народный художник России Борис Мессерер, муж Ахмадулиной. В скульптуре навечно запечатлена узнаваемая поза поэтессы, когда она читала стихи.
Ахмадулина считала Марину Цветаеву своим творческим учителем, посвящала ей стихи. Ее жизнь и творчество также тесно связаны с Тарусой, она очень любила этот маленький городок, приезжала сюда отдыхать с мужем.
Совсем рядом находится и памятник Константину Паустовскому. Памятник К.Г. Паустовскому установлен в 2012 г. к 120-летию со дня рождения писателя. Расположение скульптуры не случайно, ведь с Тарусой тесно связаны жизнь и творчество Паустовского. Константин Георгиевич очень любил эти места, где он прожил более двадцати лет и где был похоронен. Знаменитый писатель изображен стоящим у забора, играющим с собакой.
За Игумновым оврагом на Воскресенской горе парит над городом белоснежный храм – самая старая в Тарусе каменная Воскресенская церковь, построенная на месте старого мужского монастыря в первой половине XVII столетия. В конце XIX – начале XX века её значительно расширили, придали фасаду черты русско-византийского стиля, надстроили четверик и завершили его новым куполом.
Далее мы отправились к Часовне в честь Боголюбской иконы Божией Матери и к купели у святого источника в Игумновом овраге. И хоть окунуть не получилось, но воды святой набрали все. Далее нас ждал обед в ресторане «Якорь» и отъезд в Москву.
Перед отъездом мы зашли в магазин, где купила различную выпечку и хлеб. Туристистическая приманка — Калач Тарусский ручной работы, выпеченный в экологически чистом городке Тарусе. Лучшего подарка из Тарусы и не придумать!
У памятника Пушкину в Москве нас ждала экскурсовод Марина Лосик, которая провела нас по Цветаевским московским местам.
И не случайно экскурсия началась именно у памятника Пушкину. Именно сюда ходили гулять маленькие Марина и Анастасия Цветаевы с нянями. Памятник Пушкина был и цель бега наперегонки у маленьких девочек.
Нам показали место, где стояла Церковь Рождества Христова в Палашах, где 27 января 1912 года в Москве состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. На ее месте сейчас выстроено 4-этажное школьное здание.
Дальнейший путь вёл на Патриаршие пруды. До XVII века на месте прудов находилось болото, а неподалёку разводили коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Сегодня от Козьего болота остались лишь названия переулков – Малый и Большой Козихинские. Болота осушили и вырыли три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола. Потом патриаршество пришло в упадок, слобода перешла в руки к другим хозяевам, а пруды за ненадобностью были заброшены и заболотились. В начале XIX века было решено ликвидировать вновь возникшие болота. Пруды засыпали, пощадив только самый большой, который привели в порядок, вычистили, облагородили и разбили вокруг маленький красивый сквер, который так и назывался поначалу «Бульвар Патриаршего пруда». А «Три прудка», на которых когда-то шла оживлённая рыбная ловля, не канули в Лету бесследно. Они дали имя Трёхпрудному переулку, где родилась Марина Цветаева. Она с большой любовью описала своё детство, проведённое в этом переулке в романе «Мой Пушкин».
Уже совсем стемнело и впереди у нас был конечный пункт нашего пресс-тура – «Дом поэтов». Он был открыт в ноябре 2016 года московской многодетной семьей. Его открытие – дань истории адреса Трехпрудный переулок, дом 8. По этому адресу с 1880 по 1919 год стоял дом Ивана Цветаева. Он достался отцу Цветаевой как приданое его первой жены, дочери историка Д.И. Иловайского. Здесь Марина родилась и провела детство. Это было одноэтажное деревянное здание из 11 комнат с внутренним двориком.
Высыхали в небе изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном…
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,
Превратившийся теперь в стихи
Марина Цветаева жила в доме в Трёхпрудном переулке вплоть до 1911 года. В 1915 году сын Ивана Владимировича Цветаева передал семейное гнездо под лазарет для солдат, раненых в ходе Первой мировой войны. После революции, когда госпиталь упразднили и расформировали, обветшавший, видавший виды дом Цветаевых перевели на баланс бывшей скоропечатни Левенсона. В 1920 году многострадальный цветаевский дом, которому по воспоминаниям Марины Ивановны было уже около 100 лет, был снесен. После этого Марина Цветаева больше не приходила в этот переулок. Теперь на месте Цветаевского домика многоэтажный дом.
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды
Грузные, в шесть этажей…
На месте дома Цветаевых, по заказу кооператива «Творчество» был построен кирпичный трехподъездный дом, который привлекал своим видом, событиями и жильцами. Здесь некоторое время располагались квесты Zona Z, но важность этого адреса в истории сильной творческой цветаевской семьи, каждая личность которой сыграла уникальную роль для России позволило открыть в этом помещении Дом поэтов, пространство для творческого роста и духовного развития, пространство для просветления души и мысли.
В Доме поэтов нас встретили Олег Скрынников и Лилия Голубева, а также открытие музейной экспозиции, в которую вошли фрагменты посуды знаменитой семьи, брёвна Цветаевского двора и архивные документы.
Сенсацией вечера и главным экспонатом стала фарфоровая фигурка, найденная во время реставрационных работ хранителями пространства. Куколка, по всей вероятности, принадлежала Мусе и Асе Цветаевым. Она была описана поэтом в сочинении «Мой Пушкин»: «С памятником Пушкина была и отдельная игра, моя игра, а именно: приставлять к его подножию мизинную, с детский мизинец, белую фарфоровую куколку».
Гость вечера — поэт, прозаик, член Союза писателей России Александр Павлов, друг Анастасии Цветаевой. Он поделился воспоминаниями о встречах с Анастасией Цветаевой в Переделкино.
Мы также окунулись в прекрасную атмосферу романсов на стихи Марины Цветаевой в исполнении Марии Верстаковой.
А апогеем вечера стал ужин и знаменитый Цветаевский пирог!
Пресс тур, посвященный счастливым местам Марины Цветаевой был прекрасен. Он был наполнен стихами, романсами, знакомствами с людьми, которые искренне любят Марину Цветаеву и делают большое дело в сохранении ее памяти.