9 августа в Музее Москвы откроется выставка-фестиваль «≈ всегда кроме когда нет». Участники межинституциональной проектной школы для подростков «Каскад. Проект как метод» покажут 85 реализованных проектов.
Тотальные инсталляции, видеоарт, перфомансы, графика, живопись, скульптура, мультфильмы и аудиозаписи — займут “Красный зал” Музея Москвы. Среди них: рассказ о репрессированном дедушке, инсталляция о страхах москвичей, проект “Скамья”, рассказывающий о ксенофобии, разговор с бюстом Ленина на тему того, как быть с историческим прошлым, исследование экстремальных увлечений подростков, комната хрущевки и объект “Божьи дети” — о красоте всех людей.
Это второй фестиваль проектной школы для подростков, целью которой является вовлечение их в культурную жизнь города. Он дает возможность ученикам и учителям выйти за пределы школы и реализовать проект на платформе настоящего музея под руководством тьюторов и приглашенных кураторов. По мнению создателей проекта Александры Хейфец и Лиды Лобановой, проектное обучение способствует личностному росту и помогает подросткам не потеряться в современном мире со всеми его сложностями: ориентироваться в информационной реальности, развить критическое и творческое мышление.
Выставка прошлого года состоялась в галерее современного искусства “Триумф”, где были показаны работы более 100 подростков — выпускников школы. Выставку за 12 дней посетило более восьми тысяч человек. После выставки 2019 года “Не делает ничего: ей не разрешила мама танцевать” работа двух участниц “Каскада” под названием “Бессмертие пропавшего” была отобрана для участия в 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Также образовательный проект вошел в шорт-лист премий “Инновация 2020” и Moscow Urban Forum community awards 2019.
В 2020 году отчетная выставка с участием 180 молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет состоится в Музее Москвы. На протяжении учебного года ребята работали на трех выставочных площадках Москвы (Музей Москвы, Галерея современного искусства Триумф, Галерея Ground Solyanka) над созданием собственных проектов, концептуально независимых друг от друга, вместе с известными художниками и кураторами. Они исследовали окружающую действительность и самих себя, научились проходить путь от идеи до реализации и размышляли о городской среде. Гостям фестиваля будет предложено посмотреть за процессом осмысления и исследования городской среды глазами тех, кто определит будущее завтра. По словам создателей, этот проект — единственная возможность посмотреть на сегодняшний день и современную повестку глазами подростка.
Анна Трапкова, директор Музея Москвы:
Подростки — самая перспективная и одновременно самая сложная аудитория. Они требовательны по отношению к окружающему миру и абсолютно не терпят фальши. Важно, чтобы музей стал для них комфортным пространством, открытым для их творческой самореализации.
Именно поэтому Музей Москвы объединился с кураторами из подростковой проектной школы “Каскад” для создания уникального образовательного трека. Это сотрудничество направлено на то, чтобы открыть Музей для подростков и одновременно — чтобы Музей открылся навстречу их размышлениям о себе, о городе, в том числе и о музее. Итогом этого партнерства стала выставка Каскада 2020, двустороннего эксперимента ребят и музея.
Многообразию выдвинутых тем сопутствует многообразие форм произведений. В ходе обучения участники разделились на 15 групп, каждая из которых выбрала наиболее подходящий и интересный медиум: перформансы, инсталляции, картины, рисунки, зины, видео- и аудиоработы. Итогом этой работы стала выставка «≈ всегда кроме когда нет», в этом году строящаяся на равенстве и равноценности 85 проектов. Каждый из них — искреннее высказывание на темы личных границ, диалога поколений, осмысления собственного возраста от подростков из разных городов России.
Выставка состоит из 15 разделов (совпадающих по названиям с названиями групп): «Искусство действия», «Инсталляция», «Art&Language», «Звуковая среда», «Digital», «Скульптура и графика», «Делаем выставку», «Production» «Музей и город», «Арт-кабаре» , «Мультимедийная журналистика», команды глухих и слабослышащих «Deaf Teens», а также региональных участников.
Объекты будут расположены в лабиринте с прозрачными стенами и несколькими входами. На выставке не будет исключительного входа и выхода, так как они подразумевают линейный диктованный маршрут. Несколько одинаковых входов и разветвленная сеть туннелей с тупиками создадут иллюзию хаотичного передвижения. Это пространственное решение было придумано участниками “Каскада” совместно с архитектором Натальей Зайченко.
Главный тезис концепции — объект равно объект. Согласно замыслу подростков-кураторов — равенство объектов в формате выставки лучше всего подчеркивается, если они расположены в случайном порядке. Так не создается иерархии между ними. У каждого посетителя лабиринта формируется уникальный маршрут и личные смысловые связи между работами. Зрителям будет предложено самим использовать механизмы обобщения и осознать их.
Вместе с подростками над их проектами работали Антонина Баевер (художник), Александр Образумов (художник), Анна Титовец (куратор, медиахудожник), Ганна Зубкова (художник), Ирина Петракова (современный художник) , Максим Сергеев (композитор, саунд-дизайнер), Елизавета Коновалова (художник), Дмитрий Хворостов (современный художник), Екатерина Порутчик (куратор), Ольга Широкоступ (куратор), Влад Колесников (куратор), Мария Сарычева (куратор), Ася Терехова (редактор), Павел Архипов (художник), Матвей Осколков-Ценципер (проектировщик), Наталья Зайченко (архитектор) и др.
Руководители программы Александра Хейфец и Лида Лобанова:
Все очень устали. Кураторы устали общаться онлайн с подростками. Подростки устали от экзаменов и неопределенности. В какой-то момент нам казалось, что выставки в этом году уже не будет, и мы оголтело стали собирать онлайн-проект. Это все дало нам особое ощущение радости от начала работ в Музее Москвы, и монтаж превратился в процесс встречи выпускников и друзей. Ясно, что многие ребята оказались на дачах, вне доступа, кто-то был вынужден выбрать ЕГЭ/ОГЭ, а не участие в выставке, кто-то остался в другой стране. Но однозначно девиз этого года для нас — процесс важнее результата. Каждый участник программы привнес что-то свое в проект, подростки пришли к решению, что каждая часть так же важна, как целое. И сегодня, в момент осознания хрупкости привычного нам мира глобальных процессов, универсальности и больших данных, мы возвращаемся к ценности каждой единицы мнения, каждого человека.
Куратор группы “Делаем выставку” Анна Титовец:
Черные квадратики зума, голоса, звучащие на фоне посторонних звуков, с которыми рассуждаешь о кураторских подходах и коллизиях смыслов, и не всегда очевидно, как там на другой стороне экрана — какие эмоции, какие мысли, есть ли вообще человек за аватаркой. Примерно так в разгар пандемии проходила основная часть наших встреч по работе над выставкой с кураторской группой Каскада. И возможно, именно этот опыт работы над смыслами на дистанции, диалог на вынужденном расстоянии, когда каждое из окошек зум конференции хоть и заключает в себе человека, но примерно равно в этой ситуации, подспудно повлияло и на финальную концепцию выставки. Процесс работы над концепцией был увлекательный и местами тернистый, и ребята проявили настоящую кураторскую стойкость и самостоятельность, выработав позицию отстраненного наблюдателя, на мой взгляд это очень ответственный именно по отношению к фигуре куратора подход, который предполагает отказ от индивидуальной работы с каждым из смыслов произведений художников, а наличие «надвзгляда». И я рада, что нам удалось найти интересную точку совпадения концептуальной составляющей и общим подходом экспонирования — выставочное пространство — это лабиринт, в котором нет однозначного пути и можно как увидеть одну и ту же арт-работу несколько раз, запутавшись в проходах, так и не увидеть какой-то части работ вовсе, прозрачные стены при этом подчеркивают равнозначность любого пути и иллюзию свободного выбора, а отсутствие однозначного входа и выхода из экспозиции усугубляет ситуацию равноправия.
Влад Колесников и Маша Сарычева, кураторы команды глухих и слабослышащих “Deaf Teens”:
Для нас работа с глухими и слабослышащими подростками — это отдельный тип труда. В этом году мы проделали много работы по исследованию культуры глухих, образу глухого человека и поддерживали ребят в поиске себя как подростков внутри множественных пересечений. Мы поняли, что иногда важно просто сказать, а иногда важно довести до конца. За этот год мы точно стали ближе друг другу и вышли на новый уровень понимания. Порой мы разваливались как коллектив, порой — становились увереннее в том, что каждый из нас может говорить за себя. Наверно, самое важное в работе с глухими и слабослышащими подростками — это создание пространства, где можно попробовать быть другим/другой, смелее, и говорить о себе какие-то вещи с гордостью.
Художник и куратор Катя Бочавар, ментор Каскада 2020:
У нас в галерее ГРАУНД Солянка проходили два курса Каскада. Для нас это важно, потому что мы вообще развернуты в сторону эксперимента и новых взглядов на искусство. Особенно если взгляды исходят от молодого поколения. В современном мире художественные практики становятся доступны абсолютно всем, это важно понимать и поддерживать. Искусство становится коммуникативным инструментом, и важно, чтобы на этом языке говорили молодые люди, учили на нем говорить своих родителей, учителей, старшее поколение. Участники Каскада молоды, их внутренние горизонты раскрыты шире и, конечно, через современное искусство они получают в некотором смысле культурную прививку. Через практики современного искусства, этику, философию, эстетику человек воспринимает мир и других людей, его взгляды становятся шире, терпимее и толерантнее. В нем рождается любопытство и фантазия, поэтому Каскад — это нужное дело, мы поддерживаем его всеми руками.
Директор галереи “Триумф” Дмитрий Ханкин, ментор Каскада 2020:
“Триумф” давно не коммерческая галерея — это вполне очевидно, мы просто успешно маскируемся под нее. Нас прежде всего интересуют любые проекты, направленные на просвещение населения в разных его категориях. Основная проблема современного искусства в России — отсутствие подготовленного, квалифицированного зрителя. Этим зрителем надо заниматься с раннего детства, тогда, вероятно, в юности он начнет хорошо понимать язык современного искусства, его проблематику, не отделяя себя от него. И в будущем, возможно, будет его потреблять. Базирующиеся на этом воспитании потребности жить рядом /внутри современного искусства мы и поддерживаем. Без этого, кстати, любые рыночные усилия носят спонтанный, спорадический и, в конечном итоге, бесполезный характер.
Мои впечатления от подростков Каскада очень разные, но стоит сказать, что в основном это поколение лучше нас, глубже, отчасти умнее, значительно смелее, но и значительно ранимее. Их надо беречь. Поэтому и я поддерживаю этот проект и, отчасти, берегу.
Некоторые педагогические положения проекта для меня звучат неочевидно, но спорить с людьми, которые заняты этим всю сознательную жизнь, я не стану — я скорее послушаю их. В процессе работы, я увидел четыре совершенно блестящих проекта, остальные были вполне на уровне, в целом, все это было очень-очень интересно. Даже при тех, в общем-то ограниченных средствах, — а современное искусство вообще недешевая история — в этом билась живая кровь, в этом местами была отчаянная удаль.