Бывали ли вы в подмосковных усадьбах? На этот вопрос не каждый даст утвердительный ответ, кто-то скажет — нет на это времени, кто-то просто не интересуется историей, а между тем, для человека любознательного, творческого, не лишённого фантазии это место, где можно получить прилив вдохновения для новых идей и свершений.
В ноябре мне предоставилась возможность с компанией «Анкор» посетить в Яропольце усадьбы Чернышевых и Гончаровых.
Ярополец, как и Москва, впервые упоминаются в летописях ещё в XII веке. Предполагается, что своё название место получило по имени князя Ярополка, чей укреплённый пункт здесь располагался. Затем долгое время Ярополец принадлежал Иосифо-Волоцкому монастырю.
Сестра Петра Первого – Софья, во время своего недолгого правления подарила Ярополец и окрестные деревни украинскому гетману Петру Дорошенко.
Имение было огромным, и после смерти Дорошенко было поделено надвое. Северо-восточная часть отошла сыну Петру, который вскоре продал её супругам Чернышевым.
Другую часть гетман передал сыну Александру, а потом она досталась в приданое его дочери Екатерине. В середине XVIII века Екатерина Александровна вышла замуж за Александра Артемьевича Загряжского.
После усадьба перешла к их сыну Александру, при котором и были достроены основные сооружения и деревянные строения были заменены каменными. Усадьба обрела тот облик, который мы сегодня видим. При Александре был заложен и прекрасный парк.
Но, увы, сейчас от былого величия мало, что осталось — усадьба разорена и находится в запустении. Этому способствовали и революция, и период Великой Отечественной Войны, и, в немалой степени, современное время.
Известно, что Захар Чернышев был сторонником масонских идей, а также страстным поклонником театра. Поэтому, через дорогу от усадьбы он выстроил театр, где крестьяне ставили спектакли. Архитектурный проект здания в стиле переходном от барокко к классицизму приписывают Валлен-Деламоту, первому в России профессору в области архитектуры.
Уже позднее, после смерти Чернышева, его супруга перестроила театр в православную церковь, которая впоследствии стала их фамильным склепом. Церковь, прямо скажем, далека от архитектурных канонов православия.
Такое запустение, конечно, приводит в уныние.
За усадьбой, в былые времена был разбит многоуровневый парк. Сейчас с трудом можно угадать очертания ухоженного некогда парка.
На одной из аллей стоит стела, посвященная приезду Екатерины Второй.
В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.
В разных уголках парка можно найти множество руин, как старинных, так и современных.
В целом, впечатление удручающее. Очень жаль, что дворец Чернышевых почти разрушен. Сердце кровью обливается от того, что мы не бережем свое прошлое.
За усадьбой Чернышевых интересная плотина, первая в советской России ГЭС.
Несмотря на несчастливую судьбу усадьбы в ХХ веке, ее вниманием не обошёл и вождь мирового пролетариата В.И. Ленин и его верная спутница Н.К. Крупская, посетив первую советскую ГЭС на реке Ламе в 1920 году.
Рядом от усадьбы Чернышевых находится усадьба Гончаровых (Загряжских).
Строительство усадьбы начиналось в то время, когда её хозяин ещё не входил в придворную элиту. Изменение статуса А.А. Загряжского, породнившегося с приближёнными императрицы, вероятно подвигло его на перестройку усадьбы в 1780-1790-х годах. В результате в Яропольце не только были реконструированы здания усадебного комплекса, но и появился пейзажный парк, украшенный парковой архитектурой, в которой были причудливо смешаны «классика» и «готика».
В 1821 году усадьбу унаследовала внучка Александра Загряжского, Наталья Ивановна, которая в 1807 году вышла замуж за промышленника Н.А. Гончарова.
У Натальи Гончаровой – супруги великого русского поэта А.С. Пушкина – очень интересная история происхождения. Ее бабушкой была Эуфрозина Ульрика, баронесса Поссе, а дедушкой Иван Александрович Загряжский. На момент их встречи, и у Уильрики и у Загряжского уже были семьи, но не смотря на это, Загряжский увез беременную от него Уильрику от мужа и сына в усадьбу Ярополец и представил ее своей жене и детям. После сцен и объяснений он уехал в Москву, где, по отзывам современников, «жил на холостую ногу и, кажется, не упускал случая повеселиться», бросив обеих женщин. Вскоре Уильрика родила мать Натальи Гончаровой, которая также носила имя Наталья. Законная супруга Загряжского в конце концов оставила Уильрику в своем доме. Ульрика между тем страдала в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» — умерла в 30 лет, оставив жене Загряжского на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни добилась того, чтобы маленькая Наталья стала законной наследницей.
Наталья Ивановна оказалась истинной дочерью своего отца. Не смотря ни на что, она не выделила денег для обеспечения приданным своей дочери Натальи Гончаровой. Пушкин дважды приезжал в имение для получения приданного, ему дважды было отказано. Даже после смерти поэта Наталья Загряжская-Гончарова не дала ни копейки своей дочери.
До самой октябрьской революции дом оставался во владении наследников рода Гончаровых. В послереволюционное время усадьба была признана памятником архитектуры и достоянием народа. В качестве музея в память о величайшем русском поэте здесь была открыта Пушкинская комната. Это единственное помещение, проникнутое духом старого дворца Загряжских-Гончаровых.
Деревянную колонну из «Пушкинской комнаты» обнаружили на чердаке одного из усадебных зданий, она стала образцом для шести новых колонн, ограничивающих альков. Убранство комнаты было известно по фотографиям 1937 года. При восстановлении были использованы результаты обследования подлинной расколеровки стен и остатков орнаментальной росписи. Сейчас в комнате проходят литературно-музыкальные вечера Пушкинского общества МАИ, а также и музыкальные вечера.
Во дворе бывшего поместья была организована школа для детворы из ближайших сёл и деревень. Однако война не пощадила это историческое место. Практически все дворовые постройки и внутреннее убранство дома были уничтожены, а главное здание фашисты превратили в сарай для коней.
Среди местных жителей ходила легенда, что под землей, прямо под главной постройкой, есть некий ход, который идёт прямиком к сокровищам, награбленным и спрятанным оккупантами. Основные реставрационные работы велись здесь в 60-х годах прошлого века. Поместью и его окрестностям постарались придать вид, который был бы максимально близок к первоначальному. Эти исторические места можно увидеть в кинофильмах «Очарованный странник» и «Барышня-крестьянка». Сейчас здесь расположен дом отдыха, но доступ в усадьбу свободный. На вырученные деньги от пребывания отдыхающих усадьба поддерживается практически в приличном состоянии.
Сейчас все эти здания принадлежат МАИ (Московскому Авиационному институту).
Внимание привлекут парадные ворота, которые напоминают не то башенки средневековой крепости, не то шахматные ладьи. Рядом находится храм Иоанна Предтечи. Он относится к XVIII веку, и имеет общие черты с храмом дворцового комплекса «Архангельское».
Так до сих пор точно и неизвестно, кто был автором проекта господского дома усадьбы. Исследователями называются имена Е. Назарова, А. Бакарева, И. Еготова. Есть даже маловероятное предположение, что руку к нему приложил сам Растрелли.
Но, тем не менее, нужно отметить, что и сам господский дом и прилегающие к нему постройки усадьбы очень удачно сложились в единый архитектурный ансамбль.
К этому ансамблю принадлежит и действующая по сей день церковь Иоанна Предтечи, построенная в барочном стиле на месте прежнего деревянного храма в 1771 – 1775 годах, но перестроенная в 1808 году уже в стиле классицизма.
На территории усадьбы возле памятника Пушкину стоит трехсотлетний дуб.
Окрестности очень живописны. Даже в ноябре месяце это чувствуется. В конце аллеи открывается чудесный вид на излучину реки Лама.
Мы ночевали в самой усадьбе Гончаровых. А как известно, дома вечно хранят память о своих хозяевах. И ночевать в этом историческом здании, это своеобразная возможность прикоснуться к истории. Но каких то особых снов из нашей группы не видел никто. Все очень устали бродить по аллеям усадьбы, замерзли и спали, как говорят — «без задних ног» .
Единственное, что хотелось бы сказать напоследок, то, что в усадьбе располагается дом отдыха, принадлежащий МАИ, мне кажется не совсем правильным. Возможно, в 1960 – 1990-е годы это и спасало усадьбу от полного запустения, но ныне никак не способствует сохранению важного памятника истории и архитектуры, которым, несомненно, является эта усадьба.
Попытки обратить народ к своей истории могут быть максимально реализованы путем протаптывания туристических троп по исторически важным местам нашей Родины. Воссоздание дворянских усадеб поможет реализовать эту задачу и именно поэтому государству и меценатам необходимо обратить на это свое внимание.