«Повесть о Сонечке»: премьера 21 и 22 декабря на Новой сцене Театра Вахтангова

Владислав Наставшев, впервые приглашённый на постановку в Театр имени Евгения Вахтангова, выпускает новый спектакль – «Повесть о Сонечке» в основе которого – одноимённое произведение Марины Цветаевой.

Вместе с режиссёром Владиславом Наставшевым, который также является автором сценического (в сотрудничестве с Валерией Барсуковой) и музыкального (в сотрудничестве с Иваном Лубенниковым) оформления спектакля, над постановкой работали: художник по костюмам Майя Майер, художник по свету Руслан Майоров, хореограф Екатерина Миронова, помощник режиссёра Кристина Миронова.

Роли исполняют:

Марина — заслуженная артистка России Евгения Крегжде,

Сонечка — Ксения Трейстер,

Он — Константин Белошапка.

В жизни Поэта Марины Цветаевой были и почитание, и слава, и семья, и любовь… и смерть младшей дочери, и арест мужа и дочери Ариадны, и эмиграция, и нищета, и одиночество, и трагический уход…

В 1918 году совсем юный поэт Павел Антокольский познакомил Марину с «памятнейшим из всех» Юрием Завадским (которому Цветаева посвятила цикл из 25 стихотворений «Комедьянт»). Они ввели её в Мансуровскую студию Евгения Вахтангова, где она сблизилась со студийцами-вахтанговцами.

Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» – Александра Блока – Цветаева пишет «романтические драмы».

«Я стала писать пьесы – это пришло как неизбежность – просто голос мой перерос стихи, слишком много воздуху в груди стало для флейты…»

Перу Цветаевой принадлежит 9 небольших стихотворных пьес, слишком необычных, чтобы стать репертуарными. Пьеса «Метель», которую Цветаева читала в Студии, Вахтангова не увлекла.

Весной 1918 г. Марина Цветаева посвящает Евгению Вахтангову два стихотворения: «Заклинаю тебя от злата» и «Серафим – на орла! Вот бой!». Их оригиналы, написанные её рукой, можно увидеть в Музее-квартире Вахтангова в Денежном переулке.

В Мансуровской студии Марина встретила актрису Сонечку Голлидэй, которой и посвятила «Повесть о Сонечке», написанную в эмиграции в 1938 году – в трагический период истории России.

Влад Наставшев, режиссёр:

«Повесть о Сонечке» – густой, очень плотный текст. Общественные потрясения становятся для неё своеобразным катализатором. Сумасшедшая энергия обновления, которой буквально пропитан воздух, даёт ей силы, темы, новый язык.

О ком бы ни писала Марина Цветаева, она, как большой поэт, писала о себе. Примеривала на себя чужие жизни, разные роли. Её проза, соединенная с реалиями жизни, полна магии, которая завораживает…».

Одним из первых обращений Театра Вахтангова к наследию М.И. Цветаевой был спектакль «Три возраста Казановы», поставленный Евгением Симоновым с художником Борисом Мессерером в 1985 году. Литературная основа постановки – собственная композиция Е.Р. Симонова по пьесам «Приключение» и «Феникс». Спектакль начинала Белла Ахмадулина, читавшая в записи цветаевское стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…».

В 2018 году на сцене Арт-кафе Евгений Князев вернулся к образу Казановы, исполнив главы из драматической поэмы «Феникс» в сопровождении оркестра Вахтанговского театра.

Премьера спектакля «Повесть о Сонечке» состоится 21 и 22 декабря на Новой сцене Театра Вахтангова.

 Владислав Наставшев

Родился 20 апреля 1978 в г. Рига (Латвия).

В 2004 году окончил актёрский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, затем, в 2007 году, режиссёрский факультет Drama Centre London (Central St. Martin’s College of Art and Design).

Во время обучения в Лондоне поставил спектакли «Рудин» по роману И.С. Тургенева в театре Arcola, а также «Фрёкен Жюли» А. Стриндберга в театре Cochrane, которая в 2008 году была перенесена в сиднейский театр Belvoir Street Downstairs.

Владислав Наставшев, помимо режиссуры, сам оформляет свои спектакли и пишет для них музыку. В 2020 году он выпустил синти-поп альбом «Опять нам будет сладко» с песнями на стихи поэтов XX века.

Работал в Новом Рижском театре, Латвийском Национальном театре, Валмиерском театре драмы, Рижском русском театре им. Михаила Чехова, Латвийском Dirty Deal Teatro, Каменноостровском театре и Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова (Вторая сцена) в Санкт-Петербурге.

В Москве в Театре Наций и «Гоголь-центре» выпустил шесть драматических спектаклей.

Был режиссёром и сценографом в постановках оперных спектаклей в Большом театре России (на Камерной и Новой сценах) и в Пермском театре оперы и балета.