4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоится премьера спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или Ложь и истина»
Постановка Аси Князевой, сценография и костюмы Максима Обрезкова, композитор – Иван Авдеев, художник по свету – Руслан Майоров, видеосценограф – Ася Мухина, хореограф – Виктория Куль.
Роли исполняют: Александра Стрельцина, Евгений Князев, Владислав Демченко, Мария Бердинских, Мария Волкова, Николай Романовский, Клим Кудашкин, Анастасия Джентилини, Владислава Басова, Григорий Здоров, Александр Колясников, Олег Лопухов, Виталий Иванов.
Эжен Скриб (1791-1861) – знаменитый драматург, автор более 400 произведений, многие из которых пользовались оглушительной популярностью в театрах Парижа на протяжении тридцати бурных лет истории Франции XIX века. Его пьесы «Стакан воды» (1840), «Адриенна Лекуврёр» (1849) и другие – вышли за границы своего времени и составили славу драматурга в веках; их до сих пор регулярно продолжают ставить на подмостках мировых театров.
Так, в 1988 году в Театре имени Евгения Вахтангова режиссёр Александр Белинский поставил спектакль «Стакан воды», оформленный Иосифом Сумбаташвили. Спектакль был задуман как бенефис Юрия Яковлева, в нём также играли выдающиеся вахтанговцы – Юлия Борисова, Людмила Максакова, Юрий Волынцев, Максим Суханов, Ольга Чиповская, Марина Есипенко, Александр Галевский и др.
С именем Эжена Скриба связывают расцвет двух жанров – водевиля и «хорошо сделанной пьесы» – динамичной, остроумной, занимательной, с прекрасно прописанными характерами, отражающими узнаваемые черты современников.
Такова комедия «Пуф, или Ложь и истина», премьера которой состоялась в 1848 году в одном из старейших театров Парижа – Комеди Франсез. В том же году пьеса была переведена на русский язык и поставлена в Петербурге французской труппой; других сведений о её постановке в России нет. Вахтанговская премьера, по сути, впервые знакомит российского зрителя с этим произведением Скриба.
Острая наблюдательность позволила автору увидеть и виртуозно раскрыть такое явление, как сознательный обман окружающих во имя личного процветания и создания достойной репутации; рассказать, как беспринципная реклама, ложь, всеобщее лицемерие, обозначенные словом «Пуф», что соответствует русскому «Пшик», заменяют честность, порядочность, правду.
Режиссёр Ася Князева придаёт классическому сюжету современное звучание, вводит реалии сегодняшнего времени, сохраняя динамику, изобретательно построенную интригу, курьёзные несовпадения, непредсказуемые комедийные повороты сюжета и неожиданные поступки героев.
Из беседы Дмитрия Трубочкина с режиссёром спектакля Асей Князевой:
«В пьесе «Пуф…» для меня на первый план выходит тема Божественной справедливости – непостижимой ни для конкретного человека, ни для человечества в целом. Каждый человек несёт свою правду, свое представление о дóлжном. Человек верен своей правде, пока не встречается с другой правдой, а потом со многими разными правдами… Божественная справедливость – то, чего человек не может найти, но мысль о ней живёт в нём постоянно.
«Пуф…» – это комедия; комедия нравов, её секреты таятся в характерах героев: в них надо искать ответы на вопросы об их мотивах, поступках, высказываниях.
Я думаю, что комедия даже ближе к философии, чем трагедия. Комедия возникает не тогда, когда надо повеселить, – а когда больше ничего не остаётся, кроме как смеяться. Если преодоление возможно только через смех, комедия возвышается до философского звучания».
Ася Князева окончила продюсерский факультет ГИТИСа в 2013 году. В качестве ассистента режиссёра Бориса Юхананова работала в «Электротеатре». Училась в L’Accademia dei Filodrammatici (Милан). В 2020 году окончила режиссёрский факультет Театрального института имени Б.В. Щукина (курс Сергея Яшина).
Её первой постановкой, показанной на Симоновской сцене, стал спектакль «Идеалисты и циники» по рассказам А.П. Чехова, подготовленный с выпускниками курса Владимира Поглазова Щукинского института.
В Театре имени Евгения Вахтангова работала в качестве ассистента и переводчика с итальянскими режиссёрами Лукой де Фуско («Суббота, воскресенье, понедельник…» Э. де Филиппо) и Джорджо Сангати («Новая квартира» К. Гольдони). В спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник…» на Основной сцене играла Джульянеллу. Как актриса участвует в «Концерте для Актёра с оркестром» на сцене Арт-кафе.
В 2020 году поставила спектакль «Волшебный театр Андерсена», отмеченный премией «На Благо Мира». К 100-летию Вахтанговского театра в декабре 2021 года выпустила документальный спектакль «С художника спросится» о Л.А. Сулержицком — учителе и духовном наставнике Е.Б. Вахтангова. Оба спектакля идут в зале «Амфитеатр» Симоновской сцены.
Во Владикавказе в апреле 2023 года совместно с Эльдаром Трамовым стала режиссёром концерта–открытия восстановленного Дома Евгения Вахтангова «Вахтангов. Путь домой», а в 2024-м выступила режиссёром аудиоспектакля-променада «Вахтангов. Дорогами юности».
Ася Князева – создатель и руководитель Творческого объединения «Вахтанговский практикум», в репертуаре которого 7 её спектаклей. В московском «Электротеатре» в её постановке идёт «Остров рабов» П. Мариво. В 2024 году с выпускным курсом Щукинского института выпустила «Ночные дороги» Г. Газданова.
«Пуф, или Ложь и истина» – третья постановка Аси Князевой на подмостках Театра имени Евгения Вахтангова.
ПУФ, или ЛОЖЬ и ИСТИНА
Комедия нравов
Сценическая версия и перевод Аси Князевой
Постановка Аси КНЯЗЕВОЙ
Сценография и костюмы
заслуженного художника России Максима ОБРЕЗКОВА
Композитор – Иван АВДЕЕВ
Художник по свету – Руслан МАЙОРОВ
Видеосценограф – Ася МУХИНА
Хореограф – Виктория КУЛЬ
Художник-гримёр – заслуженный работник культуры России Ольга КАЛЯВИНА
Звукорежиссёр – Михаил ЛОБАНОВ
Помощник режиссёра – Ирина ГОРОШКОВА
Премьера состоится 4 февраля 2025 года
Действующие лица и исполнители:
Пуф, необученный ангел | Александра СТРЕЛЬЦИНА |
Граф де Мариньян, государственный деятель | заслуженный артист России
Владислав ДЕМЧЕНКО |
Сезар Дегоде, делец |
народный артист России, лауреат Государственной премии РоссииЕвгений КНЯЗЕВзаслуженный артистМихаил ВАСЬКОВ |
Коринна Дегоде, его дочь | Мария БЕРДИНСКИХ
заслуженная артистка России Мария ВОЛКОВА |
Альбер д’Ангремон,
офицер колониальных войск |
Николай РОМАНОВСКИЙ
Клим КУДАШКИН |
Максанс де Ла Рош-Бернар, дворянин | Александр КОЛЯСНИКОВ
Григорий ЗДОРОВ |
Антония, его сестра | Анастасия ДЖЕНТИЛИНИ
Владислава БАСОВА |
Бувар Наполеон, книгоиздатель | Олег ЛОПУХОВ
Виталий ИВАНОВ |
В спектакле звучит голос заслуженного артиста России Игоря КАРТАШЁВА
Действие происходит в Париже XIX века
Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут с антрактом