Rariteco: Элитный квадратный метр – разные взгляды москвичей и регионалов

По данным девелоперской компании Rariteco, порядка 30% покупателей клубных домов в Москве сегодня представляют региональную аудиторию. У клиентов из столицы и других субъектов РФ аналитики отмечают как сходства, так и различия. Выбор локации, этажа, стадии готовности квартиры и бюджетные ожидания – эксперты компании Rariteco рассказывают об этих и других различиях в поведении региональных и московских покупателей высокобюджетной недвижимости

Общая доля региональных покупателей клубных домов в Москве составляет сегодня 30%, а в целом по рынку высокобюджетного жилья – 40% от всего объема сделок. В отдельных проектах, особенно в сегменте делюкс-новостроек, доля клиентов из регионов может доходить и до 60%. География региональной аудитории широка и включает жителей Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска, Челябинска, Казани и др. Исследование Rariteco позволило выявить особенности предпочтений этих двух групп и ряд существенных отличий в их мотивации, бюджетных ожиданиях и критериях выбора объекта.

1. «Столичные» цены и «региональные» ожидания

Первое существенное различие проявляется в бюджетных ожиданиях. У покупателей из регионов и москвичей изначально различается представление о стоимости квадратного метра жилья делюкс-класса. В регионах цены на аналогичную недвижимость заметно ниже, поэтому ожидания регионалов чаще находятся на уровне примерно 1 млн рублей за кв. м. В то же время для москвичей цена в 2 млн рублей за кв. м уже воспринимается как приемлемая. Однако сейчас ситуация меняется. Клиенты из регионов постепенно осознают, что в столице стоимость квадратного метра в элитном и делюкс-сегментах не может быть ниже 1,5 млн рублей, и их ценовые ожидания сближаются с московскими.

2. Выбор локации: престиж района против личных предпочтений

Существенные отличия проявляются и в критериях выбора конкретного района и объекта. Выбор региональных клиентов часто основывается на общепринятых представлениях о престиже и известности района. Многие клиенты признаются, что начинают поиск с Хамовников, Арбата, Тверского района.

Москвичи же, обладая большим опытом жизни в городе, чаще ориентируются на личные предпочтения и комфорт, которые не так тесно связаны с престижем. Они могут выбирать локации, исходя из устоявшегося образа жизни, привычек или близости к определенным местам, при этом ценность приобретает приватность. Выбор этажа или формата квартиры зависит скорее от их индивидуальных нужд, а не только от панорамного вида или статуса района «на слуху». Поэтому столичные клиенты чаще ищут не престижные, а атмосферные или полюбившиеся им локации: Замоскворечье, Мещанский район, Таганка и т. п.

3. Виды на столицу или приватность

Следующее заметное отличие кроется в приоритетах при выборе конкретного объекта. Региональная аудитория проявляет основной интерес к проектам, расположенным как можно ближе к самому сердцу Москвы – Кремлю, что должно подчеркивать их статус. При этом для многих таких покупателей чрезвычайно важны видовые характеристики и престижность локации. Они чаще отдают предпочтение верхним этажам и нередко целенаправленно ищут квартиры с видами на особо знаковые достопримечательности Москвы, такие как Кремль или Храм Христа Спасителя.

Москвичи же, напротив, больше ценят приватность при выборе жилья. Они могут рассматривать любые этажи и форматы квартир, ориентируясь в первую очередь на личные предпочтения и удобство, а не на панорамный вид.

4. Цели покупки: от инвестиций до «квартиры для студента»

Существенные различия прослеживаются и в мотивации покупателей. Для региональной аудитории основной интерес связан с новыми проектами, особенно на начальных или средних стадиях строительств. Цели покупки в этом сегменте разнообразны, но можно выделить несколько ключевых. Часто недвижимость приобретается для постоянного проживания в столице или в качестве квартиры для детей, которые приезжают в Москву для обучения в вузах. Другими важными факторами выступают стремление получить статусную «прописку» или сохранить денежные средства в ликвидном активе в условиях экономической нестабильности. В целом, для многих региональных клиентов покупка элитного жилья в Москве рассматривается как выгодная инвестиция в будущее, в том числе в семью и детей, причем нередко у них уже имеется основное жилье.

Москвичи с этой точки зрения чаще ориентированы на покупку квартиры для себя, поиск нового адреса, но в привычной локации. Часто столичные клиенты мотивированы переездом из морально устаревших дорогих объектов в более современные новостройки. Инвестиционная мотивация у них выражена не так ярко, как у региональных клиентов.

5. Отделка: «для себя» или готовое решение

В отношении внутренней отделки приобретаемого жилья ярко выраженных различий между региональными и московскими покупателями не наблюдается, хотя некоторые тенденции все-таки прослеживаются. Региональные покупатели чаще стремятся максимально адаптировать пространство под свои нужды и вкус, предпочитая создавать интерьер «под себя».

При этом москвичи делают выбор в пользу готовой отделки и обычно склоняются к классическим или неоклассическим стилистическим решениям, видя в них универсальность и возможность адаптации. Однако, подчеркивают в Rariteco, есть и исключения в обеих группах клиентов, поэтому застройщики стремятся сохранить для потенциальных клиентов выбор из максимума возможных опций отделки.

«В целом можно сказать, что покупатели элитных и делюкс-новостроек в Москве скорее похожи, чем различны, ¬– отмечает Екатерина Борисова, директор по девелопменту компании Rariteco (девелопер делюкс-квартала «Золотой квартал» / Quartier d’Or). – Независимо от того, является ли покупатель москвичом или регионалом, это, как правило, состоятельные семейные люди в возрасте 45+. Не наблюдается существенной разницы в требуемой площади квартир. Этот параметр в большей степени зависит от состава семьи и жизненной ситуации: для семей с детьми востребована площадь от 100 кв. м до 150 кв. м, часто с запросом на отдельные спальни для каждого ребенка, тогда как пары без детей рассматривают варианты от 60 кв. м до 100 кв. м».