К такому мнению пришли специалисты агрегатора ДомДА в ходе исследования влияния цифровизации на строительную отрасль. По прогнозам специалистов компании, столица еще не готова к повсеместному применению цифровых технологий при реализации своих объектов – сказывается острая нехватка IT-специалистов, которая будет только нарастать.
Как отмечают в ДомДА, сегодня застройщики активно пытаются создавать экосистемы разного уровня и степени охвата для покупателей, используя дополнительные сервисы. Но, при этом, по факту рынок движется в сторону включения локальных проектов в уже существующие экосистемы финансовых и интернет-гигантов, таких как Сбер, Яндекс, либо универсальных маркетплейсов (сделка ГК Кортрос и Озон).
Главным препятствием для развития PropTech в агрегаторе выделили следующее:
- Инертность и раздробленность рынка;
- Дефицит успешных проектов;
- Низкий уровень customer development среди стартапов;
- Дефицит IT-специалистов, работающих в сфере BIM.
«С 2022 года BIM-технологии должны применяться при проектировании всех объектов, финансируемых за счет городского бюджета, по данным Правительства Москвы. Но по прогнозам дефицит подобного плана специалистов будет только нарастать. Существующие образовательные учреждения не готовы обеспечить требуемые запросы рынка, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, поэтому ожидается рост инвестиций в образовательные платформы для обучения работе в сфере BIM-технологий. Потенциальным препятствием к развитию PropTech в Москве является также существующая проблема дефицита IT-специалистов, которая будет только усиливаться по нарастающей. Так, к 2027 году дефицит IT-специалистов в России может достигнуть 2 млн. человек по экспертным данным», — прокомментировали в ДомДА.
Среди перспективных ниш для развития сегмента в агрегаторе отмечают*:
- Цифровые агентства недвижимости – 42%
- Маркетплейсы услуг и BIM-технологии – 37%
- Маркетинговые и геоаналитические инструменты – 37%
- Smart-системы в области ресурсосбережения – 31%
- Цифровая навигация – 22%
*по данным опросов Агентства инноваций города Москвы
Лидеры московского рынка недвижимости активно инвестируют в формирование цифровой инфраструктуры своих компаний:
- Группа «Самолет» внедрила единую цифровую платформу девелоперского цикла;
- AFI Development осуществила пилотный проект по цифровизации строительства жилого комплекса и планирует масштабировать этот опыт, приведший к существенной экономии на все проекты компании;
- ГК ПИК активно продвигает идею сокращения взаимодействия и контактов с риэлторами при продажах.
«Цифровой маркетинг, проникая в процессы продаж, ставит застройщика перед вопросом обоснованности использования услуг риэлторов, с учетом специфики проектов. Поэтому трендом становится развитие собственной лидогенерации крупнейшими девелоперами, — отметили в ДомДА. — В таких условиях агентства недвижимости вынуждены активно диджитализироваться, чтобы быть востребованными на рынке, трансформируясь и выполняя функции компании-агрегатора для застройщиков. Есть и противоположный тренд – на усиление взаимодействия между агентствами недвижимости, различными маркетплейсами и застройщиками, с учетом специфики реализуемых объектов, там, где агентства обладают большей экспертизой. В любом случае данное направление перспективно для развития соответствующих PropTech сервисов».
Справочная информация:
ДомДА – агрегатор, сочетающий в себе классифайд объектов жилой недвижимости и полный функционал сопровождения сделок купли-продажи недвижимости, включая юридическую экспертизу объекта, оценку, оформление ипотеки, консьерж-сервис, регистрацию сделок в Росреестре и пр. Аудитория ресурса – представители строительной и финансовой сфер (застройщики, девелоперы, юристы, риелторы, собственники, банки, инвесторы) и покупатели.
Ключевое направление «ДомДА» — подбор экспертов по недвижимости, которые помогут клиентам в кратчайший срок и с максимальной выгодой найти или продать жилье. Кроме того, каждый агент сможет пользоваться услугами, представленными на портале, по сниженной цене, что позволит повысить лояльность к ним со стороны частных лиц.
Учредители ресурса – генеральный директор Российского аукционного дома Андрей Степаненко и Российская Гильдия Риэлторов.