«Придумай слово», с таким призывом обращается к читателям доктор педагогических наук, автор программы «Развитие речи детей дошкольного возраста» Оксана Семеновна Ушакова. Именно так называется ее сборник речевых игр и упражнений, который подготовлен на основе педагогических исследований. Книга «Придумай слово», которую выпускает издательство «Творческий Центр Сфера» состоит из 4 глав. В начале каждой главы дается характеристика возрастных особенностей речевого развития ребенка и обосновывается необходимость предлагаемых игр.
В первой главе предлагаются игры для детей от 2 до 4 лет. Отмечается, что в этом возрасте, ребенок, познавая окружающий мир, должен иметь возможность увидеть предмет, потрогать его, прижать к себе, услышать, как он называется. Наличие достаточного количества игрушек, дает возможность самостоятельно придумывать сценарии игры с ними, а контакт со взрослым – необходимые условия для речевого развития малыша. На страницах книги предлагается провести игру-инсценировку по сказке «Курочка Ряба», которая стимулирует умение детей самостоятельно играть по мотивам сказки. Кроме того, в этом возрасте рекомендуется разыграть сюжетно-дидактическую игру «Куклы в гостях у детей», где закрепляется умение называть части тела куклы и предметы одежды.
Во второй главе сборника «Придумай слово» приводятся игры для детей от 3 до 4 лет. На страницах книги подчеркивается, что формирование речи происходит за счет игры. Это совместные со взрослым инсценированные представления и игры драматизации. Прежде всего это сказки, которые представляют яркие образцы языка и речи. Отмечается, что у ребенка, находящегося под впечатлением от услышанной сказки, возникает желание показать, как шел, переваливаясь медведь, как прыгали зайчики. Автор сборника «Придумай слово» советует выполнять либо коллективно, либо индивидуально пластические этюды, где выразительное движение сопровождается метким словом. В главе для детей от 3 до 4 лет приводится игра «Гуси». Ее цель научить воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают. Кроме того, на страницах книги предлагается игра «Дружные ребята». Она призвана активизировать в речи названия детенышей животных.
В третьей главе «Играем с детьми 4-5 лет» автор советует организовывать с детьми игры-драматизации по народным сказкам «Гуси-лебеди», «Рукавичка», а также разыгрывать сценарии по авторским сказкам: «Поезд» Я.Тайца, «Кто сказал мяу» В.Сутеева. Наряду с сюжетно-ролевыми играми по мотивам литературных произведений дети этого возраста способны разыгрывать театрализованные представления. В этой главе предлагается игра «Петрушкины команды», которая формирует умение образовывать формы единственного и множественного числа, а также представлена игра «Зайкина гимнастики», направленная на формирование навыка образовывать форму повелительного наклонения глаголов.
В четвертой главе сборника О.Ушаковой «Придумай слово» игры нацелены для детей от 5 до 7 лет. По словам автора пособия, в этом возрасте важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме. Доктор педагогических наук Оксана Семеновна Ушакова рекомендует создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. С детьми старшего возраста также желательно проводить игры и упражнения на образование названий лиц по профессии и роду деятельности. В этой главе представлены задания «Подбираем рифмы», которая нацелена формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, также содержится задание «День Рождения», которое формирует навык соблюдать логическую последовательность при составлении рассказа по картинкам.
Кроме того, в приложение книги предлагаются народные игры и считалочки. Например, на страницах пособия содержится русская народная игра «Груша», калмыцкая народная игра «Верблюд и верблюжонок» и казахская народная игра «Сова».