26 февраля в Москве прошёл пресс-завтрак, в котором приняли участие СМИ, представители Союза предприятий никотиносодержащих изделий (СПИНИ), предприятий отрасли и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Основные темы, затронутые в ходе брифинга — перспективы рынка ЭСДН; итоги работы СПИНИ в 2024 году; изменения законодательства и необходимые для обеления рынка нормативные правовые акты; положительные примеры взаимодействия бизнеса, общественных организаций и регулятора; вопросы маркировки ЭСДН и борьба с контрафактом и пути детенизации.
Председатель Попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов
В начале мероприятия подчеркнул актуальность обсуждения ситуации и существующих проблем. Спикер отметил, что принятие законопроекта о тотальном запрете электронных систем доставки никотина (ЭСДН) затронет не менее 170 тыс. малых и средних компаний, которые сейчас легально работают на этом рынке.
«ОПОРА РОССИИ» считает, что вместо запретов необходимо перейти к умному регулированию и сконцентрироваться на борьбе с черным рынком.
Сергей Борисов отметил, что по оценкам отраслевых экспертов сегодня потребителю доступно только до 5% легальной продукции, гарантированного происхождения и качества, все остальное – черный и серый рынок, ущерб от которых для государственного бюджета на недополучение акциза и НДС за последние 3 года достигает 500 млн. руб. (полмиллиарда рублей).
Такую ситуацию спровоцировало в том числе повышение в разы акцизной нагрузки. После чего разница в цене между легальной и нелегальной продукцией составила почти 1000%.
Сергей Борисов напомнил о выступлении Президента России Владимира Путина в ходе урока «Разговор о важном» в школе г. Кызыл: всегда есть грань, переходя которую, запреты уже не действуют.
«Владимир Путин был абсолютно прав, когда сказал, что вместо запретов и ограничений необходимо проводить комплексную работу. За последние годы государство предприняло целый ряд действенных мер, направленных на повышение эффективности противодействия нелегальному обороту никотинсодержащей продукции. Но нужно продолжить эту работу: сбалансировать ставку акциза с учетом ограничения концентрации никотина в жидкости для ЭСДН, ввести разумные требования по доступу на рынок через реестровую модель лицензирования. Требования не должны быть дискриминирующими, при этом нужно строго наказывать, если участники рынка не будут их исполнять. Вплоть до исключения из реестра минимум на три года. Должны поддерживаться инициативы, которые ведут к наведению порядка, а не к уничтожению легального рынка, иначе – пропасть и отсутствие какого-либо контроля ситуации…» — добавил Борисов.
Директор Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий Герман Лукашов рассказал о работе организации в 2024 год.
«Год для нас был сложным, непредсказуемым, так как за 2-3 месяца до конца 2023 года стало ясно, что следующий год начнется с резкого повышения акциза больше чем на 100%. В 2024 были введены лицензии для импортёров и производителей. Была введена минимальная цена отгрузки, чтобы якобы ограничить возможности «серых» и «чёрных» игроков на рынке. Но, к сожалению, все эти действия привели к тому, что белый рынок сегодня в сегменте никотинсодержащих жидкостей составляет не более 5-7%. Многие крупные игроки не выдержали ценовую конкуренцию с нелегальным рынком и полностью ушли с рынка, а средние и малые ушли в серую зону. Мы, как саморегулируемая организация, участвуем в различных экспертных советах, рабочих группах, созданных при органах власти всех уровней, сотрудничаем с разными медицинскими и общественными организациями. Обратились в Высшую школу экономики для проведения специального исследования по оптимальному размеру акциза на никотинсодержащую продукции с учетом всего мирового опыта. Все научные выводы были переданы регуляторам для анализа и принятия взвешенных решений», — отметил Герман Лукашов.
Директор Союза обозначил и вызовы, которые стоят перед отраслью в этом году и обозримом будущем. Самый главный — добиться адекватного регулирования рынка, которое должно навести порядок и найти баланс между общественными интересами, интересами государства, предпринимательского сообщества.
Мы продолжим борьбу с угрозой запрета всей индустрии, с продажей продукции несовершеннолетним, контрафактом и недобросовестными игроками.
«»Мы готовы работать в белую» — заявляли предприниматели в 2023 году, многие пошли по этому пути, но, к сожалению, многие в 2024 году разорились», — подытожил директор СПИНИ.
Основатель первого отраслевого консалтингового агентства в России Евгений Федотов отметил, что в 2024 году ВЦИОМ впервые за 30 лет зафиксировал рост числа потребителей сигарет. До этого года, по данным ВЦИОМ, количество потребителей сигарет стабильно уменьшалось — за последние 5 лет их стало меньше на 3,7 млн человек. Это произошло вопреки всем усилиям, приложенным к снижению интереса к курению сигарет, и вопреки тенденциям последних лет, когда ежегодно количество курильщиков несколько сокращалось. Также он подчеркнул, что согласно опросам ВЦИОМ и данным Росстата, число потребителей электронных сигарет достигло уже 10,5 млн. человек. «Вейпинг уже стал не просто модой, а социальным явлением. Просто отмахнуться от этого явления запретом не получится, так как последствия могут быть самые непредвиденные. Впервые в ТОП-10 страхов россиян в «Национальный индекса тревожностей. КРОС» в 2024 году попал возможный запрет вейпов. То есть те самые 10,5 млн совершеннолетних потребителей больше всего опасаются, что им запретят доступ к данной продукции.
Эксперт отметил, что рост акцизных ставок на никотинсодержащую продукцию значительно опережал последние годы рост акцизов на другие табачные изделия в России: если на сигареты и табак нагреваемый с 2017 по 2024 год ставка выросла не более чем на 95%, то на жидкости для ЭСДН рост акцизов составил сразу 320%. И сегодня соотношения между акцизами на жидкости для ЭСДН и сигаретами в России, пожалуй, одни из самых высоких в мире. Евгений Федотов обратил внимание участников встречи, что мировой опыт запрета ЭСДН в Турции, Тайланде, Казахстане и других странах, показывают значительный рост нелегального рынка и увеличения случаев продажи устройств с завышенной концентрацией никотина.
Директор по защите легального оборота продукции Центра развития перспективных технологий («Честный знак») Максим Курганский отметил, что отрасль «обеляется», и сейчас её нужно поддерживать как никогда. В то же время он отметил, что «заградительный» принцип акциза на никотинсодержащую продукцию уже работает в полной мере. Система «Честный знак», цифровая маркировка продукции позволяет уже сегодня практически осуществлять квазилицензирование, так ка хозяйствующие субъекты регистрируются в системе, отслеживается движение кодов маркировки. Действительно сегодня с учетом розничных точек торговли количество хозяйствующих субъектов в сегменте никотинсодержащей продукции доходит до 170 тысяч участников.
Представитель индустрии гендиректор ООО «Эклипс Девелоп» Максим Шумилин рассказал печальную историю своего бизнеса. Он решил заняться импортом ЭСДН, посоветовался с отцом. Отец сказал ему, что бизнес надо вести честно. Молодой предприниматель ввез в РФ 100 тысяч электронных сигарет, оплатил акциз и все налоги, продал всю партию товара. И вдруг… Белгородская таможня по команде ФТС России предъявила компании оплату второго акциза задним числом в сумме 12, 5 млн. руб, Предприниматель не смог доказать свою добросовестность, и ситуация перешла в судебные разбирательства. А в то ,что можно вести бизнес честно, он теперь не верит.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественностью Группы компаний «СНС», член президиума «ОПОРЫ РОССИИ» Елена Дубанкова отметила, что:
— государством уже создана мощная база для детенизации рынка ЭСДН — предпринят масштабный комплекс мер. И сейчас, для достижения намеченной цели, осталось лишь «докрутить один винтик» — провести балансировку ставки акциза на жидкости для ЭСДН, исключив какие-либо дополнительные запретительные меры и обеспечив максимально мягкий вход (но с жестким выходом за нарушения) в виде реестровой модели усиления контроля оптовой и розничной торговли;
— именно масштабный нелегальный рынок — реальная причина отравлений и распространенности вейпов у несовершеннолетних. Потому что для этого рынка законы не писаны – нарушив на «входе» (ввод в оборот продукции без уплаты акциза), нелегалы беспринципно нарушают и дальше.
Именно на нелегальном рынке состав продукции (в том числе добавление наркотических веществ) и ее доступность детям государству неподконтрольны. Легальный бизнес соблюдает законы – в том числе не продает табачную и никотинсодержащую продукцию детям;
— очевидно, что устранение проблемы нелегального рынка силами контрольно-надзорных органов не представляется возможным в силу ограниченности их ресурсов на фоне широты и специфики распространения нелегального рынка (офлайн и особенно онлайн, для которого действительно эффективные меры контроля и наказания сейчас отсутствуют);
— имея на одной чаше весов сформированную масштабную отрасль с 10,5 млн совершеннолетних потребителей и множеством международных исследований, доказывающих позитивное влияние альтернативной бездымной продукции на ситуацию с табакокурением и его последствиями, а на второй чаше весов не подкрепленные научно популистские заявления о якобы повышенной опасности ЭСДН и их привлекательности за счет ароматов (вкусов) для несовершеннолетних, вопрос запретительных мер (в том числе полный запрет категории или запрет ароматизаторов (вкусов) в ЭСДН) следует оценивать в контексте обоснованности ограничения конституционных прав совершеннолетних потребителей.
Директор департамента по корпоративным отношениям Группы компаний ITMS Кирилл Кузнецов привел примеры последствий регулирования: Отечественный опыт:
— негативный: в 2020 г. в России, вместо установления комплексного регулирования, был введен запрет на оптовую и розничную торговлю бездымными никотинсодержащими подушечками для орального потребления – никпэками.
Сейчас рынок никпэков в России широко (офлайн и онлайн) представлен в нелегальной зоне: потери государства c 2020 г. на Акцизе и НДС уже составляют порядка 96 млрд руб., состав продукции не контролируется, доступ несовершеннолетних бесконтролен;
— позитивный: изначально введенный в 2007 году акциз в размере 300 рублей за 1 кг продукции к 2028 году достиг 2772 рубля, что спровоцировало рост доли нелегальной продукции на рынке до 95%.
В качестве меры корректировки критической ситуации на рынке, с 1 июня 2019 года, налоговая база по табаку кальянному была уменьшена в 5 раз, что привело к повороту ситуации на рынке кальянного табака в обратную сторону и кратному росту акцизных поступлений – до 195% в 2023 году относительно 2018 года.
В последствии российский опыт был успешно внедрен в Белоруссии, Узбекистане, Чехии. В настоящее время внедрение подобной меры обсуждается в Китае и Греции.
В международном разрезе:
вне зависимости от сроков введения запрета на оборот ЭСДН итог один – процветающий нелегальный рынок. К примеру:
— в Тайланде (запрет на оборот ЭСДН введен в 2014 г.) — Бангкок, как и весь Таиланд, утопает в вейпах. Люди парят в барах и ресторанах, а устройства для курения открыто продают прямо на тротуарах;
— в Казахстане (запрет на оборот ЭСДН введен в 2024 г.) вейпы также широко доступны в нелегальном сегменте (как офлайн, так и онлайн).
В завершение модератор встречи член Правления СПИНИ и член Президиума НП «ОПОРА» Владимир Мишеловин, подводя итоги мероприятия, отметил, что бизнес сообщество открыто к диалогу с государством по совершенствованию регулирования. Мы уверены, что системный подход к решению проблем обозначенный Президентом РФ Владимиром Путиным, невозможен без тесного диалога и сотрудничества регуляторов, общественных организаций, представителей отрасли.
Владимир Мишеловин отметил, что большинство проблем имеют рукотворный характер, когда государственное регулирование или критически запаздывает там, где новые рынки уже во всю развиваются, или принимаются крайне невзвешенные решения. Кто как не добросовестный бизнес заинтересован, чтобы среда для его развития была благоприятная, кто как не добросовестный бизнес знает, что и как надо сделать. Надо просто уметь слушать.
Сегодня надо срочно обсуждать оптимизацию акцизной нагрузки, совершенствование разрешительных процедур (при этом в самой простой конфигурации), восстановить весь комплекс внеплановых проверок и другие инициативы, направленные на комплексное регулирование рынка. Необходимо использовать потенциал добросовестного бизнеса для борьбы с нелегальным рынком, в борьбе с продажей запрещенной продукции несовершеннолетним.
Использовать опыт других рынков. Например, регулирования и контроля на рынках алкогольной продукции.
Или экзотический, но рабочий пример. В свое время государство для обеления рынка, наведения порядка приняло решение весь лес продавать через Санкт- Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу. Результат не заставил себя ждать. В отрасли появились не только деньги, но и полна логистическая прозрачность. В нашем случае, если фиксируется, что самый высокий процент нелегального рынка находится внутри страны – это производство никотисодержащей жидкости, давайте базу – никотиновое сырье сделаем доступным только через биржевые торги на СПбМТСБ. А биржа за счет внутренних механизмов контроля покупателей отсечет всех, кто не платит налоги и ведет недобросовестный бизнес. Просто так с улицы никто не сможет купить основу для производства никотисодержащей жидкости. Впрочем, решение, как всегда, за государством.