16 апреля в ИА ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная итогам всероссийского исследовательского проекта «Рейтинги Авто Года – 2025», в рамках которой были представлены результаты масштабного исследования предпочтений российских автолюбителей.
На мероприятии присутствовали ведущие спикеры автомобильной отрасли. Они обсудили актуальное состояние рынка в первом квартале, акцентировав внимание на ключевых трендах, которые его трансформируют. Были затронуты важные темы, такие как локализация производств и утилизационный сбор, а также возможности возвращения ушедших брендов. Особое внимание было уделено динамике рынка китайских автобрендов и изменению дилерских сетей в новых реалиях 2025 года. Не обошли стороной и развитие инфраструктуры для электромобилей, подчеркнув важность этих аспектов для будущего отрасли.
Премия «Автомобиль года в России» существует уже 25 лет. В рамках Премии исследовательский проект «Рейтинги» появился 11 лет назад. Это более глубокое изучение не только мнения потребителей, но и их потребительского поведения. В проекте «Рейтинги» автомобили разделяются по близким для автолюбителей категориям, ровно как они выбирают автомобили в жизни. Помимо голосования за предпочитаемые автомобили, респонденты принимали участие в опросах, которые помогли понять ситуацию на рынке глазами автолюбителей.
«Рейтинги Авто Года» – это зеркало реальных предпочтений российских автовладельцев. В этом году мы увидели, как эмоции и рациональность борются в выборе покупателей, а новые технологии постепенно меняют привычные сегменты рынка, – говорит Владимир Безукладников, руководитель компании «Автомобиль года». – Попасть в десятку «Рейтингов» – это уже быть победителем!»
Исследования «Автомобиля года» и данные статистики продаж показывают, что у потребителей снизились намерения покупки автомобилей в 2025 году: только 49% респондентов рассматривают приобретение в ближайшее время по сравнению с 63% в 2024 году. Доля желающих купить новые автомобили также уменьшилась с 49% до 43%.
«В бурном потоке автомобильных брендов на наших дорогах выбор подходящего автомобиля становится задачей даже для профессионалов. Важно учитывать не только дизайн и бренд, но и безопасность, экономичность и надежность. Успехов в этом увлекательном деле!», – обратился к аудитории Алексей Подщеколдин, президент Российской ассоциации автомобильных дилеров.
Также были представлены результаты индекса ржавчины – первого в России масштабного исследования физического состояния автопарка, проведенного при поддержке страховой компании «Росгосстрах». Индекс помогает оценить емкость проблем рынка автомобилей с пробегом. Анализ рынка показал, что средний уровень ржавчины в сегменте SUV составляет 16,6%, а средний уровень для автомобилей малого и среднего класса – 44,6%, что показывает огромный потенциал продаж в этом сегменте.
«Доля автомобилей китайских автопроизводителей в нашем портфеле стремительно растет. Если в 2022 году только 5% застрахованных по каско в «Росгосстрахе» машин были произведены в КНР, то в этом году их уже 52%», – говорит Сергей Налбандян, директор по развитию автобизнеса страховой компании «Росгосстрах». — И в том числе с учетом того, что целый ряд машин из КНР используют электрические силовые установки мы запустили специализированный продукт страхования для владельцев электромобилей — в нем страховым случаем являются не только традиционные для каско события, но и, например, ущерб в результате самовозгорания из-за короткого замыкания или неисправности электрооборудования».
Но результаты исследований огласили не только «Авто Года». Шинный Холдинг «Кордиант» определил, что большая часть российских автомобилистов уже готова к переходу на отечественные комплектующие.
«Завершилась череда ребрендингов, как среди производителей, так и продуктов. Оформился ТОП игроков рынка и потребитель, который ранее терялся в новых названиях моделей, появившихся в России, начинает более уверенно идентифицировать бренды, что способствует укреплению позиций и росту знания. Для 92% покупателей год выхода модели не принципиален. Потребитель не гонится за новинками, а уделяет внимание потребительским характеристикам шин. Порядка 60% готовы покупать шины, произведенные в РФ и этот процент будет расти».– заявила Ксения Глиник, начальник отдела легковых и легкогрузовых шин департамента маркетинга АО «Кордиант».
Масштабное исследование «Рейтинги Авто Года» велось с 1 января 2025 года по 31 марта 2025 года. Опросы проходили на сайте Rating.autogoda.ru. В них мог принять участие любой совершеннолетний респондент, проживающий на территории РФ. В 11-м сезоне «Рейтингов» в исследовании приняли участие порядка 30 тысяч респондентов. Обработка и анализ данных осуществлялись независимой исследовательской компанией Ipsos.
В этом году исследование состояло из 10 детальных опросов в двух основных сегментах: «Новые авто» и «Авто с пробегом».
В этом году лучшие новинки предлагалось выбрать в семи номинациях («Надежные», «Семейные», «Современные», «Многоцелевые», «Цена/качество», «Иконы стиля», «Гибриды и электрокары»). Результаты опросов были разделены на две категории. Первая – без учета машин, поступающих по параллельному импорту. Вторая – это смешанный рейтинг (модели, официально поставляемые в РФ, плюс поступающие по «серым» схемам).
Каждый из автомобилей, попавших в рейтинг респондента, оценивался по различным характеристикам: качеству сборки, безопасности, практичности, комфорту, подготовленности к российским условиям и экономичности.
Номинации:
«Надежные авто»
В этом году марка Subaru вновь завоевала признание, заняв почетное место в списке самых надежных автомобилей. Этот успех стал особенно значимым, поскольку бренд одержал победу второй год подряд в общем зачете, подчеркивая свою неизменную приверженность качеству и надежности.