«Рождественский Караван» Coca—Cola в России завершил свое 18-ое путешествие по стране. На этот раз он прошел в принципиально новом формате инклюзивного праздника для подростков из социально уязвимых групп населения. Мероприятия «Рождественского Каравана» посетили более 3000 гостей из более чем 90 социальных учреждений. В его организации приняли участие более 700 волонтеров, которые помогли ребятам вне зависимости от их особенностей вместе провести время с пользой и удовольствием.
Впервые «Рождественский Караван» прошел в России в 2000 году. С тех пор символ проекта — специально украшенные фирменные грузовики Coca—Cola — каждый год дарят праздничное настроение жителям российских городов. Традиционно «Рождественский Караван» нацелен на поддержку ребят из наиболее уязвимых слоев населения. Проект помогает, в частности, подросткам из малоимущих, многодетных и неполных семьей, пациентам реабилитационных центров и детских больниц, учреждений для детей с ограниченными возможностями, а также воспитанникам и выпускникам детским домов и школ-интернатов. Многие из них вынуждены подолгу находиться в изоляции и испытывают сложности с социализацией.
Именно поэтому в 2018 году было решено изменить формат «Рождественского Каравана». Вместо визитов в детские учреждения в каждом из городов маршрута прошли специальные инклюзивные праздники на центральных городских площадках: подростки с ментальными и физическими особенностями развития, а также ребята, находящиеся в трудной жизненной ситуации смогли погрузиться в новогоднюю атмосферу, выбрать себе занятие по душе, найти новых друзей.
Программа праздников разрабатывалась совместно с более чем 40 партнерскими некоммерческим организациями, имеющими огромный опыт работы с ребятами с самыми разными особенностями развития. Все мероприятия включали не только развлекательный, но и образовательный компонент. Гости получили возможность выступить в роли организаторов Нового года, попробовать себя в различных занятиях и выбрать себе новое увлечение. На праздничных площадках разместилось несколько тематических зон, в которых могли с комфортом провести время как обычные ребята, так и особенные подростки. Для гостей работала, к примеру, музыкальная зона с целым набором инструментов и техники, зона самопознания с занимательными тестами от профессиональных психологов, игровая зона с новогодним баскетболом. Каждый посетитель получил на память приятные и полезные подарки.
В качестве аниматоров на площадках работали не только сотрудники системы Coca—Cola в России, но и волонтеры из городских администраций, университетов, Ассоциации волонтерских центров – всего более 100 человек. Все волонтеры прошли специальное обучение под руководством опытных психологов и экспертов в области работы с людьми с особенностями развития.
Путешествие «Рождественского Каравана» продлилось с 12 по 24 декабря. За это время он объехал Санкт-Петербург, Москву, Подмосковье, Калязин, Нижний Новгород, Самару, Казань, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и Владивосток.
«Проект “Рождественский Караван” непрерывно развивается, и в этом году он прошел в совершенно новом, уникальном для России инклюзивном формате. Мы хотели помочь подросткам хотя бы ненадолго выйти из привычной среды и интегрироваться в социум, показать, что за пределами детского дома или реабилитационного центра есть большой и интересный мир, а также напомнить ребятам, что их жизнь находится в их руках. Оценивая первые результаты проекта, мы учитывали в первую очередь три составляющие — внедрение образовательного элемента в программу, вклад в социализацию подростков и то, насколько нам удалось создать новогоднее настроение для гостей. Сейчас мы собираем и анализируем обратную связь от волонтеров, партнеров проекта и самих участников. Полученные на сегодня отклики позволяют говорить об успешности нового формата. Представители НКО, их подопечные и родители подростков высоко оценили инициативу. Это подтверждает, что выбор в пользу инклюзивного направления был правильным, и у нас есть хороший задел для развития проекта в таком формате», — отметила Ирина Архипова, директор по внешним связям и коммуникациям Coca—Cola HBC Россия.
Coca—Cola не первый год работает над проблемой развития инклюзивного общества. В 1968 году компания стала партнером-основателем Специальной олимпиады для атлетов с ментальными нарушениями. С 2013 года Coca—Cola HBC Россия активно сотрудничает с Фондом помощи детям «Обнаженные сердца». Во время Чемпионата мира по футболу была запущена всероссийская кампания #готовы #открытьсердца, направленная на развитие в стране инклюзивного общества. В рамках кампании организовано 12 юнифайд-матчей, на которых спортсмены с ментальными особенностями играли в одной команде со спортивными звездами, журналистами, представителями местных властей и сотрудниками системы Coca—Cola в России. Одновременно Coca—Cola обеспечила особенным подросткам возможность присоединиться к Детско-юношеской программе FIFA и принять участие в организации матчей ЧМ. После завершения мирового футбольного первенства компания продолжает реализацию проектов по развитию инклюзии. Вместе с фондом «Обнаженные сердца» Coca—Cola HBC Россия создает инклюзивные спортивные парки, а в рамках сотрудничества с Благотворительным фондом Елены Исинбаевой в городах проведения ЧМ уже построено 11 инклюзивных спортивных площадок. Кроме того, компания с 2018 года проводит для подростков с ментальными особенностями экскурсии на производство и привлекает ребят к внутренним экологическим и спортивным мероприятиям.