Рыбаков Фонд провел круглый стол «Женщины в образовательном бизнесе», на котором обсудил, почему в образовании сегодня всего два трека и оба женские, как основательница школы “Макарун” положила на алтарь семью, почему частные школы красивые и технологичные, в отличие от государственных, и сколько это продлится.
Участницами круглого стола, который прошел в рамках Дня Рыбаков Фонда, стали женщины, которые являются практиками и много лет находятся в индустрии частного образования:
- Яна Мошкова, Академический директор школы Смарт Скул Новая Москва;
- Лола Шурыгина, Основатель и руководитель семейной школы «Макарун»;
- Юлия Черепанова, Соучредитель и генеральный директор Forbes Education, главный редактор образовательных рейтингов Forbes;
- Елена Комарова, социальный предприниматель, основатель сети частных детских садов “Счастливые дети”.
Модератор:
Екатерина Рыбакова, Президент и сооснователь Рыбаков Фонда, идеолог сообщества PRO Женщин.
Специальной гостьей мероприятия стала Анетта Орлова (к.с.н., психолог, бизнес-ментор, доктор экономики и менеджмента МАМ), которая провела Звёздную гостиную на тему «Инвестиции в себя. Я – как стратегический актив», и напомнила присутствующим, что наш основной ресурс — это тело, и от качества взаимодействия с ним, зависит качество жизни.
«Среди женщин очень распространено создавать проекты в сфере образования. Это как одно из проявлений женской черты, женского свойства, женской потребности проявлять заботу о людях, которые их окружают, в частности, о детях. Растить, воспитывать, давать образование – это очень по-женски…», – такими словами начала Круглый стол Екатерина Рыбакова.
Женщина занимает основную роль в частном образовании в России, уверена Юлия Черепанова: на сегодняшний день в сфере задействовано всего 5% мужчин. «В частном образовании есть два трека, и оба — женские, — комментирует Юлия Черепанова. — Первый трек появился в 90-е, когда в России стало возможным открывать частные школы и частные детские сады. Их делали идейные и сильные женщины, которые до этого работали в государственных школах. Они героически строили школы, не имея никакого опыта, и эти школы до сих пор живы. Второй трек — это когда мамы стали создавать школы. Это активно происходит в последние 10 лет. Туда же стали приходить меценаты папы, и они стали создавать школьные проекты».
При этом, как и в любом бизнесе, в образовании необходимо вкладывать огромное количество усилий и времени, решать проблемы. Лола Шурыгина рассказала, что во время создания школы она сталкивалась с кассовым разрывом, с неожиданными увольнениями, с долгами, но сильная вера в то, что все получится и упорная работа позволила проекту вырасти из одной школы в крупную сеть с чеком выше среднего.
«Когда ко мне приходят люди без опыта и говорят: «Я хочу открыть школу!», я говорю: «Никогда так не делайте, если вы не готовы положить на алтарь этой миссии свою семью, возможно, квартиру, которую вы продадите, возможно, два года жизни 24/7, возможно, брак», — комментирует Лола Шурыгина.
Участницы согласились с модератором в том, что «Предпринимательство — это нечто большее, чем мышление. Это особое свойство нервной системы, толерантность к риску, возможность выживать при эмоциональных перегрузках».
Сильно ситуацию усложняют стереотипы. Юлия Черепанова убеждена, что «быть женщиной в образовательном и в любом другом бизнесе сложнее, чем быть мужчиной. Мужчине проще получить инвестиции, проще договориться с застройщиками, с госорганами, просто потому что он — мужчина. Главная сложность женщины в бизнесе в том, что она женщина, но в этом же и ее сила».
При этом сфера негосударственного образования активно развивается. Частные школы сильно отличаются от государственных, как внешне, так и внутренне. Это красивые, современные, технологичные проекты, в которых, однако, на первом месте стоит развитие ребенка и индивидуальный подход — ведь именно с таким запросом в частные школы обращаются родители, и с таким же запросом школы создаются.
«Три года назад был прогноз, что к этому времени оно вырастет до 6%, но не выросло, — комментирует ситуацию на рынке Юлия Черепанова. — Однако спрос на частное образование растет. По моему прогнозу, несмотря на сложности, сфера будет развиваться. Будет появляться много маленьких школ. И это очень хорошо, потому что будет появляться много нового, и потом все это соберется в какой-то пазл, и получится красивая, инновационная, успешная система российского образования».
На рынке уже сформировалась конкуренция. Помимо того, что участники соревнуются между собой, им приходится противостоять и государственной системе. Но здесь стоит отметить, что ситуация разнится от региона к региону. Если в Москве департамент образования хочет продвигать государственную школу, то у регионов меньше контроля и статистики. С одной стороны, это плохо, с другой – это позволяет делать больше, дает больше свободы. А в Петербурге очень сильное сообщество школ. Там очень много семейных школ, сильно развито домашнее образование, это реальное коммьюнити, где открыто делятся успехами и сложностями.
Яна Мошкова отмечает, что «каждая школа сильна в чем-то своем, и очень здорово, когда игроки могут обмениваться опытом. На базе Смарт Скул создана Академия, где все педагоги из любой школы смогут пройти наше обучение, мы готовы делится тем, что опробовали у себя, и что, действительно, является эффективным».
Отдельной ветвью обсуждения стала роль сообществ в образовательном бизнесе. Участники круглого стола пришли к общему мнению, что сегодня как никогда очевидна польза сообщества единомышленников, что обмен знаниями и опытом — это необходимая потребность, как для учеников, так и для наставников.
Елена Комарова заметила, что «любое сообщество позволяет наращивать крылья, тянуться, идти к цели, падать, но вставать, и добиваться того, что мы себе придумали когда-то». Также она добавила, что на рынке детских садов отношения с государством складываются хорошо. «За счет того, что частные детские сады могут располагаться в небольших помещениях, государству проще выделить нам субсидии и поддержать частные школы или детские сады, чем строить отдельно стоящее здание».
Обсуждение не обошло стороной возрастающий интерес к образованию со стороны крупных коммерческих организаций, которые понимают, что сегодняшние старшеклассники завтра могут стать необходимыми для них специалистами. Также спрос наблюдается со стороны застройщиков, которые помимо застройки инфраструктуры хотят предлагать и ценное наполнение.
«Всегда стоит помнить, что школа – это не только образовательная структура, — подводит итог основательница сети «Макарун». — Это микромодель мира, семьи, общества. Очень важно, чтобы компоненты работали на одних ценностях».
Всего на Дне Рыбаков Фонда собралось более 200 гостей, которыми стали представители сообществ Рыбаков Фонд, X10 Движение, PRO Женщин, Университет Детства, Эквиум, Playschool и др. Перед гостями выступили Грандучителя из Grand Academy Club, победители конкурса сообществ, а также Игорь Рыбаков.